Напомним: В Аланье в Nox Inn Deluxe Hotel 5* произошла драка между туристом из России и тремя охранниками отеля.
Как считают отдыхающие, причиной конфликта стало бездействие и вызывающее поведение сотрудников.
В дальнейшем между отелем и туристом было заключено мировое соглашение, по которому: туристы не держат претензий в сторону отеля. Отель не ограничился заключением мирового соглашения с туристами из России.
В следующие дни администрация провела работу над ошибками и уволила сотрудников, организовала встречу туристов с администрацией, где владелец лично принес извинения
Нам задали вопрос:
А несет ли турагент и туроператор ответственность за действия персонала отеля приведшей к угрозе жизни и здоровью отдыхающих? Может ли отвечать туроператор за неправомерные действия и форс-мажоры со стороны сотрудников и представителей объектов размещения?
И да, и нет.
Практика разная, в некоторых случаях к ответу за действия персонала привлекают туроператора в других случаях указывают, что вины туроператора нет.
Примеры:
ДТП во время трансфера. Нередко на туроператора возлагается ответственность в случае аварий, особенно если они случались по вине туроператора. Однако были случаи и освобождения туроператора от ответственности, в том числе в случаях, когда авария происходила не по вине водителя.
Воровство. Также противоречивая практика. Есть решения, где суд «верил» туристу, указывающему на кражу бытовой техники в отелях. Есть и противоположные, где туристу в компенсации отказывали.
Здесь, кстати, стоит напомнить, что в предусмотренных законом обязанностях туриста есть обязанность «соблюдать правила личной безопасности».
«Безопасно» ли оставлять на столике в кафе или на лежаке дорогой айфон и уйти погулять на пару часов – вопрос спорный.
Чтобы повысить шансы на исход в суде в нашем договоре есть пункты, дополнительно подчеркивающие обязанности туристов соблюдать правила безопасности с расшифровкой таких правил.
Кстати нередко страдают дети без присмотра родителей. Ситуации разные – ребенок споткнулся о порог в отеле, укололся о куст возле бассейна и иные.
Здесь также суд старается найти баланс между разумными требованиями безопасности в отеле (услуги входящие в турпродукт туроператора по закону должны быть безопасными) и обязанностью родителей следить за ребенком.
Нередко заключаются мировые соглашения – все потому, что исход таких судов сложно прогнозируем, а суммы компенсаций за травмы иногда достигают сотен тысяч и миллионов рублей.
Вернемся к случаю из прошлой новости
Кто отвечает когда в отеле на туриста напал сотрудник?
Допустим стороны бы не договорились, а травмы были бы более серьезные. И предположим что вина отеля (и невиновность туристов) были бы доказаны.
У туроператора есть все риски привлечения к ответственности за действия отеля.
А у туриста есть неплохие шансы выиграть такой суд.
Юристы туроператора вероятно ссылались бы на положения закона, где сказано, что туроператор не отвечает за действия третьих лиц, ответственность которых прямо предусмотрена законом, в том числе – уголовным. Также вероятно указали бы на то, что туроператор никак не мог разумно предвидеть и повлиять на поведение сотрудников отеля и сами по себе услуги туроператора были безопасными.
Решение принял бы суд.
А отвечает ли за такое турагент?
Спешим успокоить – вероятнее всего нет. По закону за качество и безопасность услуг отвечает прежде всего туроператор.
Однако турагенту следует помнить: Нельзя реализовывать заведомо небезопасные услуги.
Прежде всего речь идет о реализации туров в список стран, куда продавать запрещено или настоятельно не рекомендовано.
За последние десятилетия было несколько таких случаев
Если турагент нарушит запрет – вполне может быть привлечен к ответственности наряду с туроператором, причем не только в гражданском но и в уголовном порядке, за оказание услуг не отвечающих требованиям безопасности.
Также можно вообразить себе отель или регион, о нарушении безопасности в котором неоднократно и официально писали государственные органы (не рекомендуя туда ехать) или СМИ. При продаже тура в такой отель также есть вероятность последствий.
Представляется, что минимальное «исследование» на предмет «а безопасные ли услуги я продаю, нет ли запретов на бронирование» турагент проводить все же должен.
Турагент несет ответственность за продажу безопасных услуг и знание своего "продукта" (объектов размещения, локаций). Если турагент предлагает туристам отдых в небезопасных местах или в странах, официально признанных опасными или недружественными, он также может быть привлечен к ответственности.
В заключение можем рекомендовать как турагентам так и туроператорам проверить и обновить договоры.
Во-первых: договоры туроператоров/агентов с поставщиками услуг. Стоит добавить туда указание на ответственность поставщика за действия своего персонала.
Во-вторых: договоры турфирм с клиентами. В них добавить право клиента напрямую обратиться с требованиями связанными с уголовно-наказуемыми деяниями персонала поставщиков непосредственно к поставщику. Такое право у потребителя действительно есть и указание на него в договоре, на наш взгляд, не нарушает закон. В ряде случаев это может быть «условием-громоотводом» на досудебной стадии спора.
Мы это уже сделали в наших договорах.
Жмите на предложение. чтобы заказать актуальные версии документов.
При этом стоит помнить, что к сожалению для турфирм (и к счастью для туриста) при приобретении турпродукта (комплекса услуг) претензии могут предъявляться туристом непосредственно к туроператору а уж итог этих претензий определяется туроператором, а в случае несогласия туриста с позицией туроператора – судом.
Канал "Юристы в туризме" - это самая актуальная информация о юридических тонкостях туризма и самые яркие личности турбизнеса.
Канал принадлежит компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и Общественной организации "ПравТурСоюз". Юридическая поддержка в туризме: +7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Абонентское юридическое обслуживание
Мы в: ВК, Одноклассниках, Telegram, YouTu