Найти тему
Правила жизни

Дело об отравительницах: как в Версале началась охота на ведьм

Оглавление

Во время правления «короля-солнца» во Франции, постепенно превращающейся в мировую державу, все было вовсе не так солнечно. Пока Людовик XIV стоял на страже строгого этикета и развивал светскую жизнь, при французском дворе, как обычно, разворачивались свои драмы. Особую огласку получило «дело о ядах» — целая кампания по борьбе с отравительницами. В покупке зелий и участии в темных ритуалах обвиняли официальную фаворитку правителя, маршала Люксембурга и двух племянниц кардинала Мазарини (одна из которых, Олимпия Манчини, сегодня отмечает свой 385-й день рождения).

«Смерть Сократа» Жак Луи Давид, 1787
«Смерть Сократа» Жак Луи Давид, 1787

Предвестник Салема

Охота на ведьм началась в 1670-х годах — за двадцать лет до знаменитого салемского процесса. Череда необъяснимых смертей французских аристократов насторожила шефа парижской полиции Габриэля Николя де ла Рейни, который смог получить шокирующие сведения: оказывается, смерть одного из офицеров кавалерии, умерших в 1672 году, могла быть совсем неслучайной.

У усопшего были обнаружены записи о том, что его любовница, маркиза де Бренвилье, на самом деле хладнокровная убийца, которая в погоне за наследством (классический мотив) отравила почти всю свою семью. А поскольку в любви, на войне и в личном бизнесе все средства хороши, то расчетливая маркиза вполне могла подвергнуть той же участи и своего ухажера — из бумаг следует, что он и так знал слишком много, чтобы чувствовать себя в безопасности.

 Маркиза де Бренвилье
Маркиза де Бренвилье

Летом 1676 года завершилось судебное разбирательство, в ходе которого де Бренвилье ожидаемо была признана виновной. Преступницу подвергли жестокой пытке питьем, а затем казнили. Этот прецедент положил начало слухам о том, что смерти других представителей знати тоже могли быть насильственными, и началась всеобщая паника.

Не остался в стороне и монарх: все блюда, подаваемые к королевскому столу, стали проверяться в десятки раз строже и дегустироваться «в прямом эфире». Людовик XIV также велел шефу полиции пристальнее следить за парижскими алхимиками — кто знает, чем они торгуют под видом целебных отваров?

 Король Людовик XIV
Король Людовик XIV

Версальские отравительницы (и отравитель)

Через год после дела маркизы де ла Рейни удалось выйти на Катрин Монвуазен — известную «колдунью» с богатым резюме. Она умела гадать, предсказывать будущее, делать привороты и, конечно, варить зелья и яды, которые продавала в том числе и придворным. В списках ее покупателей полиция отыскала имена фаворитки короля мадам де Монтеспан, племянницы кардинала Мазарини Олимпии Манчини и самого маршала Люксембурга.

Олимпия Манчини, племянница кардинала Мазарини
Олимпия Манчини, племянница кардинала Мазарини

За расследование взялся специально созданный трибунал, получивший говорящее название «Огненная Палата». Первой экзекуции подверглась Монвуазен — под пытками авантюристка признала все обвинения следствия: и что она участвовала в черных мессах, и что губила младенцев, и что изготавливала яды (это было чуть ли на самым мелким преступлением).

Катрин Монвуазен
Катрин Монвуазен

В феврале 1680 года «ведьму» сожгли на Гревской площади в Париже. Перед смертью она успела выдать всех причастных (впрочем, вряд ли у нее был другой выход). Фигуранты дела тщательно допрашивались: маршала Люксембурга на время арестовали, а Олимпию Манчини выслали за пределы страны. Фаворитка Людовика XIV избежала наказания, но отныне милостью короля не пользовалась.

А вы слышали про «дело о ядах»? Пишите в комментариях!