Волею судеб оказавшись в Оренбургской области по делам семейным, мы с моим бессменным спутником и мужем по совместительству Василием решили скататься куда-нибудь в интересное место – чтобы не сильно далеко от нашего ночлега и чтобы обязательно чем-нибудь впечатлиться :) Спойлер: нам это удалось!
Координаты: 53.138802, 53.062738 село Таллы, Грачевский район, Оренбургская область
Итак, мы выдвинулись из села Русскоигнашкино Грачевского района по маршруту до села Таллы. Решено было ехать не по дороге (местные называют ее «грейдер»), а по полям, через мост над рекой Ток – там тоже дороги есть, но скорее всего какие-то колхозные, просто укатанная земля.
Виды – невероятные, но останавливаться для фото времени не было. Правда, один раз все-таки тормознули – найди на фото суслика ))
Дорога заняла минут 30, по пути проехали довольно большое село Петрохерсонец и по вполне сносной дороге с признаками асфальта домчали до села Таллы.
Историческая справка: село Таллы впервые упоминается в архивных документах в 1802 году, его основатель поручик Путилов Петр Иванович умер в 1864 году и вдова его, Анна Ивановна, основала в селе Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь. В Советское время в Таллах было два колхоза «Коммунар» и «Племзавод им. Коминтерна». Сейчас в селе проживает 686 человек (данные на 2010 год).
Сразу предвосхищаю вопросы: почему Ключегорский, если село Таллы? И почему Казанско-Богородицкий?
Еще до основания монастыря в 1847 году в селе была построена Казанская церковь, и одновременно с этим за селом закрепляется название Ключегорье. Хотя встречаются оба названия – и Таллы (по названию речки), и Ключегорье.
Вот здесь остановлюсь чуть подробнее и расскажу о том, что это был за монастырь и чем прославился.
Анна Ивановна, будучи бездетной, была весьма религиозной женщиной, и сразу после поселения в Таллах стала хлопотать о строительстве церкви в своем селе, поскольку ездить за 35 верст на службы ей было далековато. Судьба сводит помещицу с жительницей Бузулука Евфимией Овсянниковой, которая тоже мечтала о создании женского прихода. Анна Ивановна дарует ей 100 десятин земли, на которых появляется хутор общины - здесь живут женщины, желавшие посвятить себя служению Богу. В 1847 году стоится небольшой храм во имя Казанской иконы Божией Матери и продолжается переписка с чиновниками о разрешении на создание православного прихода. А в 1854 году случается чудо – в кустах камышей явилась икона Николая Чудотворца, и с того момента начинается новая глава в жизни села: разрешение чиновников получено, и строится не одно, а несколько зданий монастырского комплекса, здесь проживает 500 послушниц, они же и ведут большое хозяйство – есть и сад, и золотошвейная мастерская, и пруд с рыбой, пчельник, молочная ферма, больше тысячи пахотной земли, новая церковноприходская школа, целых пять храмов на территории села… Далеко звенела слава о монастыре и сотни паломников со всей страны приезжали сюда, и всех гостеприимно размещали монахини.
В лихие годы после Революции судьба Ключегороского монастыря увы, повторила судьбу многих – последняя игуменья была расстреляна, здания переданы совхозу «Коминтерн» и снесены все церкви и часовни, устояло лишь здание трапезной и небольшие хозяйственные постройки.
Вот на монастырь, а точнее на то, что от него осталось, мы и решили посмотреть.
Въехали в село и, не подглядывая в навигатор, поехали по улицам – и встретили у заброшенного дома культуры Владимира Ильича, изрядно испачканного пернатыми, но все еще бодрого:
Огромные и многочисленные здания бывших колхозов не выглядят уж совсем мертвыми – возможно, какие-то до сих пор используются:
Но вот что точно удивило нас – высоченный монумент «Колхозник и колхозница» (название придумала я сама)), сохранившийся очень даже неплохо. Наверняка колхозы местные были передовыми!
Тем временем, ничего похожего на монастырь или церковь мы не увидели – только милые деревенские домики и типичные сюжеты сельской жизни:
И вот мелькает кусок кирпичной стены в чьем-то огороде – довольно странный выбор материала для забора, не правда ли? Решено подъехать ближе, я разглядела табличку и бегу к ней в надежде, что там будет что-то о монастыре - увы:
Но определенно, кладка не новодел – скорее всего, это и есть остатки стен монастыря:
За стеной чье-то хозяйство и выгул коров – не рискнули пойти туда:
Объехав остатки стены с другой стороны, увидели закрытое здание из такого же красного кирпича – очень похоже, что ранее это был один комплекс строений, а в советское время его переделали на магазин или клуб:
А прямо напротив – огороженная территория, на которой два здания: белое на реставрации, а голубое как будто жилое. По крайней мере рядом деревянная банька, цветы и вполне ухоженный вид.
За забором стоит крест, но подойти и прочитать не получилось – все закрыто.
Пока мы кружились на пятачке, пара местных жителей наблюдали за нами издалека – но не подошли, а я постеснялась бежать за ними и задавать вопросы. Жалею, если честно…
Мы проехали немного вперед и слева увидели еще одно здание из комплекса – от него только стены остались…
На перекрестке - бывший магазин, растасканный на стройматериалы и разломанный, а как будто бы тоже из монастырских построек?
Здесь меня умилили местные козочки, которые щиплют не траву, а листья деревьев – я фотографирую, а уже потом дома на карте вижу, что где-то в этих заросших дебрях стоит памятник воинам ВОВ – неужели правда забросили местные жители его? Сейчас как никогда нужно помнить о цене мирного неба…
Тем временем, мы выезжаем из села и нас провожает вот такой славный старичок – сто раз переделанный умельцами с богатой фантазией в части дизайна и функциональности))
Пока мы возвращались по пустым проселочным дорогам в РусскоИгнашкино, я пыталась найти в интернете что-нибудь о жизни села и ответ на вопрос: а что стало с монастырем? Чем живет сейчас?
По статьям, опубликованным довольно давно, я узнала, что в голубом здании живет Матушка Ефросинья из дивеевских монахинь, она же и занимается восстановлением храма, проводит службы для местных жителей, здесь организован дом для паломников.
Я загадала, что мы обязательно сюда вернемся и непременно встретимся с Матушкой, чтобы услышать удивительную и трагичную судьбу этих мест.
Может быть, кто-то из читателей бывал там и остались контакты настоятельницы? Напишите пожалуйста!