Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Шведам дали добро. Эрдоган согласился на расширение НАТО не просто так

   Слева направо: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон
Слева направо: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон

Генсек НАТО Йенс Столтенберг объявил, что Швеция, Турция и НАТО достигли договоренности о скором принятии Швеции в альянс. Как сообщает CNN Türk, великое национальное собрание Турции может ратифицировать заявку на вступление Швеции в НАТО до конца следующей недели.

Взамен правительство Турции получило полную поддержку пути членства в Европейском Союзе, отмены санкций против турецкой экономики и либерализацию виз для граждан Турции, рассказывает агентство Anadolu со ссылкой на высокопоставленного чиновника Правительства Турции. Bloomberg, также со ссылкой на еще одного представителя правительства, сообщает, что «официальные лица Европейского союза согласились ускорить переговоры о членстве с правительством Турции».

Кроме того, в Стокгольме обещали активнее бороться с курдскими террористами, а Вашингтон дал согласие заключить сделку на $20 млрд по продаже истребителей F-16 и запчастей для них Анкаре.

Почему вдруг Турция вновь засобиралась в ЕС, что еще она получила за согласие впустить в НАТО Швецию и что это решение меняет для России, aif.ru спрашивал у директора по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федора Лукьянова.

Глеб Иванов, aif.ru: — Федор Александрович, почему внезапно тема вступления Турции в ЕС всплыла после стольких лет простоя?

Федор Лукьянов: — Эрдоган буквально как Остап Бендер на том самом аукционе по стульям, в последний момент выкинул вот эту вот тему ЕС, чем всех очень озадачил и удивил.

Насколько можно судить по ситуации, его, конечно, интересует не членство в ЕС, которое, во-первых, на мой взгляд, недостижимо, а во-вторых, большой вопрос — зачем сейчас Турции это нужно. Его интересовали конкретные вещи: новый договор о таможенном союзе, то есть условия торговли Турции с Евросоюзом, а также либерализация визового режима между Турцией и ЕС. Это были реальные цели, которые можно было из ЕС выбить. И это то, что реально волнует очень многих турок и бизнес.

Идея Эрдогана «откройте дверь в ЕС» — это больше лозунг. Сам по себе факт того, что Швеция обязалась содействовать этому вступлению, ничего не гарантирует. Во-первых, как обещали, так и перестанут. Во-вторых, Швеция, допустим, будет содействовать, но там еще 30 стран. С другой стороны, тот факт, что на переговоры спешно вызвали главу Евросовета Шарля Мишеля, показывает, что, видимо, действительно тема принята в работу. Возможно, в ближайшее время мы увидим какие-то результаты.

— Что еще получила Турция?

— Столтенберг говорил, что в НАТО появится пост ответственного уполномоченного по проблеме борьбы с терроризмом. Как бы с намеком, что терроризм — это не только Аль-Каиды, но еще и курды и все прочее. Но я думаю, что это все скорее аксессуары. А в реальности явно были какие-то договоренности с американцами. Сегодня Байден сказал про продажу Турции истребителей, что, дескать, надо укреплять оборонный потенциал Турции и что это никак не связано со Швецией. Дескать, просто так совпало. Но мы все понимаем.

— Прошло недели три с тех пор, как в Швеции сожгли последний Коран. Мы помним решительные заявления турецких властей по этому поводу. Вот такая быстрая смена позиции, она никак не отразится на авторитете Эрдогана в мусульманском мире?

— Думаю, никак она не отразится. Это, во-первых, не в первый раз и не в последний. Во-вторых, ничто не мешает продолжать гневно осуждать сжигание Корана и дальше.

Я не знаю, был ли кто-то настолько наивный, кто считал, что Эрдоган может пойти на принцип и вообще заблокировать это расширение. Конечно, для него это было инструментом влияния для того, чтобы добиться каких-то своих целей. Видимо, он посчитал, что больше он не добьется. Все, что можно, он выжал, а бесконечно мотать нервы серьезным людям в НАТО и в Америке опасно. Эрдоган, с одной стороны, авантюрен в своих поступках, он может иногда переть напролом, но при этом он никогда голову не теряет и всегда чувствует ту грань, дальше которой уже не надо. Собственно, эта грань наступила.

— Что для России меняет это расширение НАТО?

— Я думаю, что ни у кого не было ни малейших сомнений, что это произойдет. Швеция фактически в НАТО уже вступила, формальное законодательное оформление немножко затянулось. Конкретно вступление Швеции уже теперь в нынешней ситуации меняет немного. Тут можно говорить о том, что вообще кардинально изменилась военно-политическая обстановка в Европе. Поэтому, как говорит великий мудрый русский народ, снявши голову, по волосам не плачут. Само по себе Швеция — это, конечно, неприятно. 200 лет нейтралитета ушло под нож. Но сказать, что кардинально что-то это меняет? На мой взгляд, нет.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ