Перед тем как вы начнете прогонять песню по чек-листу, нужно понять, пишете вы на готовый текст или без текста.
Это первостепенно, так как если есть текст, то уже готова и тема, и настроение и примерная аудитория.
После того, как разобрались, приступаете к анализу продукта по пунктам ниже.
🎵 1. Выбрать подход.
Если есть вдохновение — работайте по его зову, отдайтесь течению.
Если вдохновения нет, настраивайтесь на какую-то конкретную тематику. Например, сейчас лето, настроение у людей более веселое, расслабленное. Значит, нужна песня об отдыхе, беззаботности. Люди устали от напряжения и не хотят слушать какие-то медляки.
То есть вы самостоятельно выбираете настроение, в котором будете писать, анализируете аудиторию.
Точно так же вы можете рассуждать о каком-то артисте, например: «Вот это может спеть Асти, а это — Дора». И в этом случае мы не думаем, нужны им ваши песни или нет. Мы создаем внутренний образ, чтобы дать мозгу задание: «Что мы будем делать?»
Как только вы все составили и спланировали, садитесь работать.
🎵 2. Подобрать гармонию припева.
Лично для меня всегда удобнее и продуктивнее было начинать песню именно с припева. Так я сразу его прорабатывал и доводил до ума, добавлял хуки.
Кстати, у нас в школе есть миди-пак, где собраны все лучшие гармонии, которые работают в поп-музыке в России. Очень удобная вещь.
А так вам пригодится обычный кварто-квинтовый круг. С помощью него подбирайте гармонию припева именно под то настроение, которое вы задумали.
3. Выберите мелодическую стратегию припева.
Например, есть стратегия, когда припев начинается с сильной доли — «Лей, ливень, не жалей!»
А есть стратегия с хуком в конце — «Вдаль унесенное ветром чувство останется где-то // На берегу неба».
Я проанализировал порядка 500-600 песен и насчитал 10 таких повторяющихся стратегий. Не нужно сидеть, мучиться и изобретать какой-то припев, все уже давно придумано. Просто берешь один из готовых шаблонов и пользуешься.
Мелодические стратегии припева — обязательная часть обучения на курсе по сонграйтингу в нашей школе. Они сильно упрощают всем авторам жизнь и работу.
🎵 4. Найти хуки.
Это такой элемент песни, который вы быстро запоминаете и в итоге напеваете много недель. Или посреди ночи вдруг вспоминаете какую-то фразочку из песни, настолько она яркая.
Это также может быть просто приятная необычная мелодия. И необязательно делать что-то глупое или из ряда вон выходящее. Можно взять и простотой, главное — чтобы она была запоминающейся.
Хорошо, если вы будете придумывать живой хук и со словами, и с мелодией одновременно.
🎵 5. Подобрать гармонию куплета.
Куплет — это рассказ, все события: кто, что, куда, зачем — и вся проблематика.
Музыка куплета при этом не должна тянуть на себя внимание, в нем важнее текст.
Есть три стратегии, которыми вы можете пользоваться:
• Многословный куплет — послушайте Еву Польну, Асти, у них много текста втиснуто в куплеты.
• Немногословный куплет.
• Комбо — сочетание первых двух стратегий.
🎵 6. Придумать бридж.
Обратите внимание, что нужен он не всегда.
Обычно бридж бывает нужен, когда вы не впихнули какую-то важную информацию в куплет, а вырезать ее ну вот совсем никак не получается.
Бридж выполняет функцию смены настроения, смены сцены. В курсе я очень много внимания уделяю этому элементу, потому что тема действительно очень интересная.
Тем более что крутой бридж может вполне посоревноваться с припевом.
🎵 7. Сделать качественное демо.
Первое демо должно быть хорошо спето — и это аксиома.
Если плохо поете — наймите вокалиста. Если плохо делаете аранжировки — закажите их у профессионала.
Никогда не отправляйте свои плохо звучащие демки, испортите имидж и впечатление о себе. А второй шанс дают редко.
🎵 8. Проверить на штампы и плагиат.
Дайте треку «остыть и полежать» хотя бы сутки.
На следующий день вы уже свежим слухом, свежим взглядом это все проверите на плагиат, штампы, какие-то кривые моменты.
Пока вы таким образом не перепишите первые 30-40 песен, вы не научитесь бороться со штампами. Вам может повезти, и вы найдете в этих 30-40 песнях пару бриллиантиков, которые сделают вам карьеру. Но такое бывает крайне редко.
Что происходит, когда вы работаете над этими 30-40 песнями? Вы просто все штампы, которые накопились в вашей голове, реализуете. Вам кажется, что вы пишете, а на самом деле вы просто компилируете текст и музыку из тех отрезков, которые вам залетели в голову за всю жизнь.
Так что даем треку полежать, а потом с новыми силами за него беремся. Так вы отточите его до качественного варианта.
🎵 9. Разослать по списку подходящим артистам.
«Список» и «подходящие» — ключевые слова.
В школе для наших учеников мы составили с этой целью большую таблицу артистов с контактами директоров, вам же придется искать на первых порах вручную.
На удивление, львиная доля песен продается вообще неизвестным артистам. Причем неизвестные часто платят больше, чем известные…
Поэтому с коммерческой точки зрения вам будет выгоднее общаться с человеком, который только начинает карьеру, ищет песни и готов хорошо платить, чем с каким-нибудь Стасом Михайловым, которому эти песни не нужны.
При этом не забывайте, что показывать свой трек следует тому кругу артистов, которые примерно такое и поют. В этом будет отражаться ваши профессиональность и понимание рынка.
🎵 10. Торговаться и не отчуждать права.
Нужно понять вашу ценовую вилку и никогда не отчуждать права.
Суть в том, что есть лицензионное соглашение и есть отчуждение. Юридически для того, кто приобретает песню, это одно и то же. Но с одним нюансом: с лицензией вы получаете авторское вознаграждение из РАО и всякие сборы от коллективных агентств. А при отчуждении за вас их получает тот человек, который купил вашу песню.
Поэтому лучше не отчуждать права и всегда осознавать, насколько ваш трек ценный.
Важно прогонять свою песню по каждому пункту чек-листа, тогда на выходе у вас получится качественный, крутой и популярный продукт.
Верьте в себя, и у вас все получится!