Сегодня поговорим об одной из самых красивых и самых загадочных картин в мировой живописи. О картине швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница».
Жана-Этьена Лиотара часто называют художником «королей и красивых женщин». И картина «Шоколадница», несомненно, подтверждение тому.
На своей картине художник изобразил красивую девушку. Её милое лицо притягивает взгляд зрителя.
Глаза её скромно опущены. Но гордо поднятая голова говорит, что девушка прекрасно осознает свою привлекательность.
Её маленькая ножка в туфельке на каблуке чуть-чуть выглядывает из-под полы платья.
Но её осанка, её умение преподнести себя говорят о том, что прекрасная шоколадница знает себе цену.
Достоверно неизвестно, кого Лиотар изобразил на своей картине. Существует несколько версий.
Одна из них невероятно романтическая. Якобы однажды австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.
Он был очарован девушкой, которая подала ему шоколад. То была дочь обедневшего дворянина Анна Бальтауф. Князь с первого взгляда влюбился в девушку и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны.
А в качестве свадебного подарка заказал у известного художника её портрет в том виде, в котором впервые увидел её.
Вторая версия, напротив, слишком прагматичная. Согласно ей на картине изображена Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи. И встретил он её не в кофейне, а в доме одного из своих знакомых, где девушка работала прислугой.
Девушка настолько была самоуверенной, что всеми силами решила «охмурить» молодого князя. По совету матери, Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание.
И ей это удалось. Она стала любовницей князя. Но эта роль не устраивала гордячку, и она все-таки заставила князя жениться на ней. Скандал в высшем обществе Вены был неописуемый.
Ну а по третьей версии портрет получился случайным. По этой версии этот портрет не заказной, а написанный исключительно по желанию художника. На ней изображена Бальдуф, камеристка императрицы Марии-Терезии, в дом которой был вхож художник.
Красота девушки поразила художника, и он написал её портрет. Позже Бальдуф стала женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна, 4-го князя Лихтенштейна.
В общем, единого мнения о том, кто же изображен на картине, нет. Но, согласитесь, это не так уж и важно. Важно, что портрет прекрасной шоколадницы был написан и до сих пор радует любителей прекрасного.
И заставляет восхищаться мастерством художника, который славился законченностью полотен, точностью изображения моделей и яркостью своих работ.
Глядя на картину, кажется, что шоколадница не позирует, а проходит перед зрителем мелкими шажками, бережно неся перед собой поднос.
Чашка, полная шоколада, словно источает его божественный аромат. Кстати, это чашка — мейсенский фарфор, производство которого было основано в Европе незадолго до написания картины. Считается, что в благодарность за то, что художник запечатлел продукцию их мануфактуры, мастера компании сделали фарфоровую фигурку «Шоколадницы», которая популярна до настоящего времени.
А как хорошо изображен стакан с водой. В нем даже видно отражение окна. Такая вроде бы мелочь, а придает картине реалистичность.
И, вообще, в картине реалистично все. Девушка не стоит, а идет, вся она устремлена вперед. На её платье художник видна каждая складочка.
А фартук, кажется, только что вынут из комода. Он даже не распрямился. Белый фартук на фоне белой стены — явный показатель мастерства художника.
А как изумительно изображены кружева на нежно-розовом чепчике.
Прописана чуть ли не каждая ниточка.
И не забывайте, что это XVIII век. Недаром исследователи писали: «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения».
Да, это так. Фотографическая точность этой картины заставляет вновь и вновь рассматривать её, находя новые детали. Картина живая. Зрители любуются девушкой из далеко прошлого до сих пор. И чувствуют аромат божественного напитка, который художник изобразил на картине.