Мало нашей медицине имеющихся проблем — старых зданий, изношенного оборудования, забюрократизированности и кадрового дефицита. Давайте-ка подбросим врачам новую головную боль!
Предложение Сергея Вострухова, директора одной из московских испытательных лабораторий, вызвало широкий резонанс в сети. По аналогии с тайными покупателями в магазинах он предлагает создать службу тайных пациентов. Эти мнимые больные будут посещать клиники, проверяя качество работы и отношение к больным. Депутат Государственной думы Ярослав Нилов поддержал и конкретизировал идею: по его мнению, тайными пациентами могут стать активисты-общественники.
На самом деле такие неформальные проверки давно проводятся в частных медицинских центрах. Услугами засланных казачков пользуются владельцы бизнеса, которые подозревают, что деньги идут мимо кассы. Тайный пациент начинает искушать доктора, обещает щедро платить за личные, в обход клиники, консультации, порой просто сует купюры в карман. Попавшихся врачей обычно увольняют без лишнего шума — публичный скандал ударит по репутации учреждения.
Порой хозяева еще хотят убедиться, что врачи выполняют требования раскручивать больных по максимуму: предлагают ли полное обследование, настаивают ли на дорогих анализах и консультациях. И третья задача — оценить, насколько персонал вежлив, улыбчив, демонстрирует ли он посетителю готовность немедленно решить любую его проблему со здоровьем.
Новая же инициатива направлена не на коммерческое, а на государственное здравоохранение. Минздрав, Роспотребнадзор и Росздравнадзор должны создать межведомственную рабочую группу, которая будет обрабатывать собранные данные. Попросту говоря, поставит шпионаж в клиниках на промышленную основу. И если негласные проверки в частных медцентрах оплачивают владельцы, то тут, очевидно, не обойтись без вложения государственных средств. Что это даст многострадальному здравоохранению? Пример эффективности тайных покупателей тут не работает. Слишком уж специфичная сфера. Тайный покупатель точно скажет, как часто меняют белье в отеле, вкусно ли кормят в ресторане и быстро ли чинят машины в автомастерской. А тайный пациент способен оценить только уровень сервиса в медицинском учреждении: удобство записи к специалистам, наличие очереди, внешний вид сотрудников. Максимум — испытать персонал на стрессоустойчивость, изображая капризного, требующего особого внимания больного. Оценить же профессионализм врача, правильность диагноза и эффективность назначенного лечения случайный человек не в состоянии.
Рационально ли создавать новую контролирующую структуру, решающую лишь самые элементарные задачки? Ведь беда российской медицины, особенно в глубинке, не столько в недостатках сервиса, сколько в общем невысоком уровне. Можно, конечно, серьезно готовить этих тайных симулянтов, натаскивать их, учить правдоподобно изображать различные симптомы. Но рискну напомнить одну историю. Великий драматург Мольер написал 30 искрометных комедий. В последней из них, «Мнимом больном», он сам вышел на сцену в роли ипохондрика Аркана, который все время жалуется на здоровье, а в конце даже притворяется мертвым. По ходу одного из премьерных спектаклей Мольеру действительно стало худо, и мнимый больной взаправду скончался. Так что главное для тайного пациента — не заиграться.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"