Найти тему
Учёная учител_ка

Преступление, наказание и дисциплина в классе без ора

В комментариях под одним моим постом разгорелся спор о том, что плохая отметка, полученная учеником, является наказанием. Дабы развеять это заблуждение, расскажу про отметки и другие последствия, про то, что является наказанием, и про организацию дисциплины.

Дисциплина не тюрьма.

Дисциплина - контроль человеком своего поведения таким образом, чтобы делать то, что необходимо в данный момент, в соответствии с социальными нормами.

И к дисциплине, действительно, необходимо, приучать. Желательно, чтобы начали учить дисциплине родители и с самого начала.

В младшем школьном возрасте дети начинают прощупывать границы других людей, поэтому так важно им их показать. Если маме необходимо уединиться в ванной на 15 минут, то она не выскочит оттуда по первому зову. Если нельзя купить игрушку в магазине, ее не купят спустя 5 минут упрашивания и истерики. Нет значит нет. Аналогично следует уважать и личность ребенка. Держать обещания, данные ему. Давать личное время и пространство.

То же самое касается школы. И выскажу крамольную мысль: наказаний быть не должно вовсе!

Наказание - нежелательное следствие, которое не работает над причинами и изменением поведения.

*Коля не убрался в комнате, за что его отправили “думать над своим поведением” в угол.
*Маша получила “2” за последнюю контрольную, поэтому у нее забрали телефон на всю неделю.

В обоих случаях ребятам грустно, обидно, они злятся на того, кто вынес им эти “приговоры”. Но разве Маша без телефона сразу станет учиться лучше? А Коля, естественно, после стояния в угле будет гореть желанием убираться (сарказм). Таким образом наказания являются нерезультативными и вредными методами.

Вместо этого стоит выработать систему правил и последствий, которая будет известна ребенку. Соответственно, он волен выбирать, следовать правилу или иметь дело с последствием.

Последствия:
*Должны быть направлены на изменение поведения
*Должны быть нежелательными для ученика
*Могут быть отложенными
*Соблюдают права личности
*Существуют для каждого правила

Например, в грязную комнату невозможно пригласить друзей в гости, а за недостаточно хорошую отметку придется потратить свободное время на разбор ошибок и дополнительные упражнения, чтобы заполнить пробел в знаниях.

Фото одного хорошего учителя
Фото одного хорошего учителя

И еще раз напомню о том, что правила работают во все стороны. Если нельзя опаздывать, то нельзя и учителю. Если тот, кто забывает грязную тарелку на столе, после этого моет ее и общую посуду, то и взрослые делают также.

Конечно, хотелось бы, чтобы дисциплины, системы правил и последствий придерживались все. Потому что, если на ребенка орут дома или пара учителей-предметников, то старания по мирному решению поведенческих проблем остальных сводятся на нет.

Нужно приучать не к тому, что ты стукнул кулаком по столу, и все замолчали, а к тому, что не нужно стучать кулаком по столу.

Сергей Леонидович Иванов

Так что давайте попробуем применять эти правила в нашей жизни и вместе мы сможем уйти от насильственных и нерабочих способов!

И не забывайте обращать внимание на тех, кто изначально следует вашим правилам. Скажите хотя бы “спасибо” ученику, который вовремя приступил к решению задачи.