Найти в Дзене

Один в поле и эффективность - два отзыва на фильм «Изгой» (2000)

Оглавление

Один в поле - воин! (Сергей И.)

Итак, фильм "Изгой". На первый взгляд, история про современного Робинзона Крузо. Ничего особенного. Но это только на первый взгляд. Режиссер поднимает несколько интересных тем, которые актуальны в любой период истории человечества.

Первая тема - это выбор приоритетов в жизни. В конце фильма герой говорит своей девушке: "Я не должен был выходить из машины". И вот вопрос. А мог ли он не выйти? Вся его предыдущая жизнь вела к тому, чтобы он вышел и выполнил свои служебные обязанности. Ведь он хороший специалист, которого ценят в компании, который выполняет ежемесячный план, зарабатывает хорошие деньги, которые в том числе помогают ему вести тот образ жизни, который он ведет.

Не вышел бы из машины, потерял бы работу. Ведь никогда не угадать, в какой именно раз из тысячи нужно "не выходить". Есть люди, которые выбирают свободу. Но цена, которую им приходится за это заплатить - комфорт.

Вторая тема - ценность человеческого общения. В крупном городе мы настолько пресыщены общением, что просто перестаем его замечать. Как воздух. И только полное лишение общения с другими людьми позволяет осознать его важность. Герой общается с волейбольным мячом и только это позволяет ему не сойти с ума от одиночества.

Третья тема - это надежда на спасение. Именно она помогает выжить. Есть интересный эксперимент. Крысу бросали в воду и засекали время. Крыса начинала тонуть через 15 минут. Но если ее вытаскивали и через некоторое время бросали снова, то крыса плавала уже 60 часов. До полного изнеможения. У нее оставалась надежда на спасение.

Ну и самое интересное - это удача. Без нее никуда. Если бы не кусок пластика, герой так и остался бы на острове до конца своих дней.

Другие отзывы автора:

Искушение, игра и спор черта с ангелом - три отзыва на фильм «Жадность» (1994)
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино6 июля 2023

Жизнь – это не про эффективность (Антон С.)

Классический главный герой в начале фильма не придает значения внешнему миру. Все обстоятельства, все ситуации — все на свете он пытается подчинить программе, чтобы потом подкорректировать для получения большей эффективности.

Наблюдая за своими подчиненными, он видит в них только тех, кто не может задержаться на 20 секунд, потому что иначе это приведет к еще большим издержкам. Главный герой не видит иной ценности, кроме эффективности, ни для себя, ни для людей, которые вокруг него. Сложилось ощущение, что его не сильно заботит даже онкологическое заболевание жены его друга — его расспросы выглядят как правила хорошего тона, но внутри он остается безучастным.

Неожиданно, жизнь заставляет его перестроиться, акцентируя внимание на совершенно ином подходе ко времени. Никаких суматох. Никаких доставок. Никаких людей. Никаких следов цивилизации. Остановившиеся часы наглядно демонстрируют новую реальность, к которой герою приходится привыкать.

И здесь, посреди Тихого океана, на краю своего существования, он понимает, что для действительной работы с реальностью ему требуется внутреннее согласие. Он словно бы заново выстраивает внутренний диалог между безмолвным иррациональным началом и своим речевым центром. Выделив его, наш герой начинает длительный и мучительный процесс налаживания отношений с ним.

-2

Если поначалу олицетворенный мяч насмехается над неудачами Чака, то после тяжелых и мучительных лет пребывания на острове именно Уилсон подкидывает мысль, которая позволила герою выжить и спастись. Вместо противостояния появляется симфония. Приходит осознание необходимости всех частей для жизни. И с этим осознанием приходит образ того, что вообще значит жить.

И вот, когда Чак и Уилсон приняли друг друга, они уже не нуждаются в личном присутствии. Безмолвная тотемическая сущность уходит, и переродившийся герой обретает спасение там, где уже не было никаких надежд. И нет ничего удивительного в том, что теперь для героя окружающий мир приобретает совершенно иную ценность.

Некогда помешанный на времени персонаж теперь спокойно взаимодействует со всем вокруг. Теперь для взаимодействия с миром ему уже нет необходимости все быстрее бежать, повышая свою эффективность.

Другие отзывы автора:

Присутствие в жизни. Рецензия на «12 Разгневанных мужчин»
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино12 октября 2022

==