Найти в Дзене
Интриги книги

Проблема с умным мышлением.

Josiah Gogarty - обозреватель в "The New Statesman" пишет: "Мы все не можем все стать философами, но целый жанр плохих книг пытается сделать нас таковыми.

«Чтобы быть умным хотя бы наполовину, надо знать, в чем ты глуп». Такая табличка стоит на столе в моем местном книжном магазине перед двумя полками с надписью «умное мышление».
"Умное мышление" — странная книжная классификация. Это конечно не установившийся термин, определяющий особый жанр, такой как "история", "биография" или "поэзия" (является ли это следствием того, что все эти жанры - продукт глупого мышления?). Но вы осознаете, что книга принадлежит этому жанру, уже когда держите ее в руках. Вне своей специальной среды такие книги можно найти, например, в книжных киосках в аэропортах и на пляжах, где люди оказываются, возможно, после покупки таких книг в аэропортах. Не все думают, что книги этого жанра на самом деле умные. Одно из альтернативных описаний жанра, которое я слышал: «умная книга для глупого человека».
На книжных полках среди пары сотен "умных" книг не более пяти правильных наименований. Вместо этого нам предлагается иметь дело с такими великими понятиями, как «Покой», «Ценности», «Друзья», «Шум», «Глубокое мышление», «Сила зла», «Наша сила» или «Заблуждения толпы». «Мудрость психопатов» — одна из трех книг о психопатах, предлагающая тревожно снисходительный взгляд на то, какое мышление считается умным.

Соблазненный такими громкими словами, вы начинаете листать книгу и — бац! – выделенный список бьет вас по голове, указывая на методы, которые могут улучшить вашу жизнь и вашу карьеру. Так, на задней обложке книги
Дэниела Левитина "Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки" вы можете прочитать:

• У вашего мозга есть дневной предел обработки — зачем тратить его на фотографии кошек?
• Мечтания — это самая продуктивная работа вашего мозга.
• Многозадачность — плохой способ делать почти все.

А книга психологов
Jay Van Bavel и Dominic Packer "The Power of Us: Harnessing Our Shared Identities to Improve Performance, Increase Cooperation, and Promote Social Harmony" («Наша сила: использование нашей общей идентичности для повышения производительности, расширения сотрудничества и продвижения социальной гармонии») показывает, как можно использовать их исследования для:
• Повышения уровня взаимодействия и производительности;
• Преодоления предвзятости;
• Выхода из среды, в которой человек сталкивается только с убеждениями, совпадающими с его собственными;
• Выхода из политического тупика;
• Поощрения инакомыслия и мобилизации для перемен;
• Эффективного руководства;
• Активации действий по решению глобальных проблем.

Некоторые книги нумеруют свои обещания.
Кевин Руз в своей книге "Устойчивы к будущему" предлагает 9 правил для людей в эпоху машин.

Крестный отец умного мышления — Малкольм Гладуэлл, заработавший миллионы на распространении тезисов, которые достаточно нелогичны, чтобы удивлять, но достаточно очевидны, чтобы их можно было широко продавать. В 2011 году писатель Кори Бортникер создал онлайн-генератор книг Малкольма Гладуэлла, который предлагал такие названия, как «Расплывчатость: сила обобщений, чтобы произвести впечатление на скучающих»; "Ничего: чему замки из песка могут научить нас о экономической политике КНДР" и «Бланк: 300 пустых страниц, которые нужно заполнить своими гребаными теориями». Кажется, что теперь у всех издателей есть собственный генератор книг под Малкольма Гладуэлла.
Гладуэлл также дал свое имя новому термину - «малькольмы», который придумал Стиан Уэстлейк, бывший глава Королевского статистического общества. Так он назвал анекдоты, используемые в научно-популярных книгах, чтобы начать главу и проиллюстрировать последующую теорию.

-2

Например, книга Джеймса Клира "Атомные привычки: как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих", разошедшаяся многомиллионными тиражами, начинается с объяснения успеха британского велоспорта после 2008 года: у нового главного тренера была политика «агрегирования маргинальной прибыли», которая включала в себя изменение конструкции велосипедных сидений и обучение спортсменов правильному мытью рук. Из этого у автора следовал вывод: хорошие привычки, даже в мелочах, ведут к величию.
Разнообразие и причудливость книжных "малкольмов" часто преподносится как аргумент в пользу продаж. И теперь в аннотации на Amazon к книге
Jay Van Bavel и Dominic J. Packer "The Power of Us: Harnessing Our Shared Identities for Personal and Collective Success" («Наша сила: использование нашей общей идентичности для личного и коллективного успеха») сказано, что она поможет выявить связь между «такими, казалось бы, разрозненными  явлениями, как слезы мужчин на футбольных матчах, а не на похоронах. и почему Канада хранит национальный запас кленового сиропа».
Но "малкольмы" также иллюстрируют проблему умного мышления. Забавный анекдот, вырванный из беспорядка человеческой жизни и помещенный в аккуратную теорию, предлагает не более чем мираж реального мира. В таких книгах есть только форма, но нет содержания: одни  кувшина, а не сок.

Роман, каким бы дрянным он ни был, рассказывает историю о твоем приятеле;  историческая книга, пусть и упрощенно, объясняет, что происходило с людьми в прошлом; научная книга объясняет мир, в котором мы живем. Книгу жанра "умное мышление" не беспокоит весь этот гуманистический вздор. Ее забота, помимо обеспечения профессоров психологии вторыми домами, заключается в предоставлении ключевых знаний и практических результатов для оптимизации, а не расширения вашего собственного узкого кругозора.
Возвращаясь в книжный магазин к полкам "Умное мышление", можно заметить, что они расположены где-то между полками «бизнес и менеджмент» и «популярная наука», что является прекрасной иллюстрацией предполагаемой функции таких книг: помочь бизнесу обрести легитимность науки. Это симптом эпохи, когда мы все больше восхищаемся системами и все меньше беспокоимся о том, что в них заложено.
Учитывая индивидуалистический, предпринимательский привкус книг об умном мышлении, в конечном итоге они оказываются левацкими. Традиционно мы ожидаем, что ученый в водолазке в своей башне из слоновой кости будет торговцем напичканной жаргоном абстракциями. Однако оказывается, что брутальный капиталистический магнат копается в грязи, видит мир таким, какой он есть на самом деле, и строит империю на поте и эмпиризме.
Теперь кажется, что и люди, помешанные на деньгах, тоже занялись рационализацией. Однако, мы все не можем стать философами: кому-то же  нужно следить за магазином? И цитата перед полками с книгами об "умном мышлении" говорит скорее о знаниях, а не о мышлении. "Что" так же важно, как и "как", что не сильно способствует росту продаж.
К счастью, читатели по-прежнему интересуются тем, из чего состоит наш большой мир. В десятку лучших бестселлеров на Amazon UK в прошлом году вошла только одна книга об "умном мышлении"; остальные - книги рецептов, популярные произведения Коллин Гувер и Ричарда Османа и, этот великолепный сборник последних мировых рекордов Гиннеса. Для меня все это звучит гораздо умнее."

Телеграм-канал "Интриги книги"