Найти тему

Почему «Человек в железной маске» – неплохая экранизация романа «Десять лет спустя»?

Этот американский фильм с Леонардо ДиКаприо в главной роли (сыграл двух близнецов – французского короля-солнце Людовика XIV и его брата Филиппа, узника железной маски) был довольно известен в нашей стране в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В России вообще сильно любят романы Дюма-отца: возможно, поэтому зрители готовы закрыть глаза на аляповатые сюжетные ходы, неканоничных персонажей и развязку в духе мыльных опер. К тому же блистательное чемпионское олимпийское выступление Алексея Ягудина под музыку из этого фильма примиряет отечественных зрителей с самодеятельностью режиссера и сценаристов.

Итак, «Человек в железной маске» – не очень внятная голливудская вариация на сюжет известного, но не самого удачного романа Дюма «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя». Эта книга завершает трилогию о трех мушкетерах. В ней читатель вместе с писателем трогательно прощается с полюбившимися персонажами, которые стали символами мужской дружбы, чести и преданности. Одной из сюжетных линий романа стала история о загадочном узнике в железной маске. Эта драматичная интрига вполне заслуживает, чтобы стать главным двигателем сюжета повествования. Но писатель почему-то быстро ее закруглил, так что читатель вряд ли успел почувствовать трагедию бедного узника.

Создатели фильма, по-видимому, решили исправить этот недостаток и не пожалели ни красок, ни эмоций, чтобы выбить у зрителей скупую слезу. И это им отчасти удалось: история человека в железной маске получилась страшной и душещипательной одновременно. Напрасно ДиКаприо номинировали на Золотую малину за роль близнецов. Со своей задачей он справился превосходно; по крайней мере, зритель явственно почувствовал принципиальную разницу между королем и его братом, в то время как в романе Дюма эта линия так резко обрывается, что читатель не успевает ни посочувствовать несчастному узнику, ни вознегодовать на жестокость монарха.

Что касается мушкетеров, то они (за исключением разве что Атоса) не портят общего впечатления. Арамис и Портос в целом удались, но д'Артаньян вызывает вопросы, хотя актер сыграл эмоционально и убедительно. И наконец, прекрасная музыка покрывает все косяки и ляпы фильма. Она как будто сошла со страниц романа Дюма и по крайней мере на уровне звуков напоминает зрителю, какими должны быть настоящие мушкетеры.