Время от времени у нас в салоне появляются музыкальные инструменты - старинные и, не побоимся этого слова, просто великолепные. Как бы мы ни любили говорить про буфеты и секретеры, но это пианино заслуживает того, чтобы о нем рассказать отдельно и подробно. Заодно вспомним историю клавишных инструментов.
Мы продолжаем знакомить наших читателей с жемчужинами коллекции салона Alter Ego Home. К редким образцам относится пианино немецкого производства второй половины XIX столетия. Пианино - меньшая по размеру разновидность фортепиано, относится к категории «кабинетные». Благодаря компактным размерам, у пианино звук тише, чем у рояля, поэтому такой вариант инструмента редко используется для концертных целей. Предшественниками же самого фортепиано считаются клавикорды и клавесины.
Родиной фортепиано стала Италия. Мастер Бартоломео Кристофори создал первое фортепиано в 1709 году. За основу Кристофори взял корпус клавесина и клавишный механизм клавикорда. Спустя почти 100 лет появились первые образцы пианино. Считается, что уменьшенный вариант фортепиано изобрели одновременно в Америке (Дж. Хокинс в конце 1800 года) и Австрии (М. Мюллер в начале 1801 года). Уже в середине XIX в. сложилась популярная до сих пор конструкция инструмента: с чугунной рамой, перекрестными струнами, разноуровневым расположением демпферов. Образцы того времени отличаются разнообразием художественной отделки.
Пианино из нашего собрания выделяется на общем фоне оформлением высококлассного уровня. Стилистическое решение в эстетике неорококо обусловила сложную архитектонику и витиеватую декоративную отделку. Театральность и чрезмерная декоративность, присутствие асимметрии, использование кривых поверхностей, золоченых элементов, богатство лепнины - типичные приемы стиля рококо, который называют окончательным выражением барокко. Термин рококо́ (фр. Rococo - рокайль (rocaille) — «щебень, галька, каменные обломки» (уменьшительное от rос — «скала, камень») впервые использовался в конце XVIII в. как юмористическая вариация слова рокайль. Первоначально рокайль понимали только как метод украшения с использованием гальки, ракушек и цемента. Подобный прием использовался для украшения гротов и фонтанов со времен эпохи Возрождения. Со временем рокайльная эстетика вошла во все сферы жизни и получила второе рождение в середине XIX столетия.
Пианино из нашей коллекции вобрало характерные черты неорококо: динамичный контур, искусную рокайльную резьбу высокого рельефа, бронзовые подсвечники, контрастное сочетание оттенков древесины. Поверхность фанерована тонкими пластинами орехового дерева насыщенного коньячного оттенка. Материал фанеровки – орех, послужил основой самостоятельного направления в искусстве интерьера – «орехового» рококо. Фронтон пианино акцентно подчеркнут резным асимметричным орнаментом.
Среди музыкальных инструментов пианино славятся долговечностью. Антикварный образец из нашего собрания отличается великолепной сохранностью и оригинальностью технических и декоративных деталей. В современном интерьере антикварное пианино станет показателем изящного вкуса хозяина и свидетельством многогранных интересов.
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева