Найти тему
Бельские просторы

Чего хочет женщина

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Стороннему наблюдателю работа технологов и конструкторов может показаться скучной, однообразной, лишённой ярких эмоций и глубоких впечатлений. Что может быть хорошего в разработке техпроцессов, планировок, расчётов, чертежей – ежедневная кабинетная рутина. Но всё же и в такой деятельности бывает не так уж скучно, как кто-то думает. А иногда происходят необъяснимые, чудесные явления. Вполне серьёзно, надо просто уметь эти чудеса замечать.

Однажды в наш отдел проектирования технологической оснастки пришла девушка, технолог по окраске, для согласования задания под названием «Устройство для дозированной выдачи присадки в бункер». Следуя регламенту, я приступил к изучению технического задания и с ходу отметил первое замечание:

– У вас в бланке не заполнена строка под третьим пунктом, надо обязательно указать аналог проектируемой оснастки.

– Я прикрепила фотографию похожего оборудования, смотрите в приложении, – ответила девушка, улыбаясь.

Молодые специалисты в начале своей трудовой деятельности ещё не знают тонкостей и нюансов инженерных наук, поэтому приходится терпеливо им все рассказывать и объяснять. «Фотография – это хорошо, но под аналогом оснастки имеется в виду конструкторская документация. Аналог нужен прежде всего самому технологу. По нему он сначала изучает характеристики оснастки, определяет технико-экономические показатели проекта и принимает решение о разработке задания на проектирование». Так я обосновал своё замечание.

– Я долго искала, но не нашла нужный аналог, в архиве подобных проектов нет. Где его можно взять? – сказала девушка, не переставая при этом сиять как весеннее солнце.

– Разработка технического задания не такая простая задача, она требует много времени, – продолжил я наставление, – например, в ракетостроении разработка задания занимает полтора года, тогда как само проектирование ракеты – полгода. В поисках информации необходимо перелопатить множество технической литературы, возможно даже проведение патентных исследований. Ведь конструктор не волшебник и не кудесник, ему нужны исходные данные, поэтому все 23 пункта задания должны быть разработаны и заполнены. Иначе с такими заданиями нам точно придётся стать чудотворцами…

Решив визуально показать и объяснить девушке, как нужно искать необходимую информацию, я подошёл к шкафу, открыл антресоль. Там у меня хранится около 300 официальных бюллетеней Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 1979 года выпуска «Открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки». Это часть литературы, которую мы смогли перенести к себе после ликвидации технической библиотеки завода. Я наугад взял с полки первый попавшийся бюллетень – книгу, состоящую из 300 страниц и с тремя описаниями формул изобретений в среднем на каждой странице, – и подошёл к сидящей за столом девушке. Тут-то и произошло то самое чудо, анонсированное в начале рассказа.

– Вот, например, вы могли бы поискать в этих книгах похожее дозирующее устройство. В них около 270 тысяч технических описаний различных устройств, правда, надо долго искать по специальной методике. С этими словами я открыл на столе перед технологом бюллетень на произвольной странице и указал на первый попавшийся рисунок.

Некоторое время мы молча смотрели на чертеж, в который упирался мой палец. Наконец девушка восхищенно сказала:

– Как это у вас получилось?

– Опыт – сын ошибок трудных, – сказал я неуверенно, продолжая смотреть на рисунок к авторскому свидетельству № 463603 «Устройство для дозированной выдачи из бункера сыпучих материалов».

Справившись с изумлением, сказал уже деловым тоном:

– Запишите в вашем задании в графе «аналог» вот эти данные: «Официальный бюллетень» № 14, 1979 г., страница 90 и номер свидетельства.

Девушка дописала третий пункт, я согласовал техническое задание. Она поблагодарила меня за помощь и, ещё раз улыбнувшись, ушла, явно впечатленная тем, что информацию, которую она искала несколько дней безуспешно, я нашёл за несколько секунд и даже без Интернета. Наверняка она пыталась прикинуть, сколько лет нужно ей проработать в конструкторской сфере, чтобы обрести такой же профессионализм.

Но если у девушки впереди была – хоть и далекая – все же перспектива, поскольку она своими глазами увидела, как работает настоящий мастер, то у этого мастера были совсем другие ощущения.

Вспоминая раздел математики «Теория вероятностей», я попробовал вычислить вероятность только что случившегося события: с первого раза взять из шкафа нужную книгу из 300 книг, потом с первого же раза открыть нужную страницу из 300 страниц и наткнуться на нужную информацию из трёх на странице. Калькулятор выдал значение 3,7 в минус шестой степени. Это, можно сказать, бесконечно малая величина вероятности, и сухие цифры всё же не объясняют причину случившегося.

Я вложил в книгу закладку с надписью «дозатор» и убрал в шкаф. Но как же это всё объяснить, какова здесь причинно-следственная связь? По каким законам природы происходят подобные явления?

Я решил позвонить в другой город старому другу, физику-теоретику, дом которого в былые времена изнутри представлял собой научную библиотеку, где стеллажи были полны не только научно-популярными, но и академическими томами великих физиков – Бора, Пуанкаре, Шредингера, Планка, Эйнштейна и еще многих других, таких как Ландау и Лифшиц, Фейнман и Лейбниц, Ньютон и Галилей. Он с самого начала своих научных изысканий о законах мироустройства был противником понятия бесконечно малой и придерживался теории дискретного пространства-времени, а значит, он должен что-то знать в вопросах случайных явлений. Более того, он еще и пантеист-детерминист, верующий в жестко запрограммированный мир, который каким-то чудом смог вывести формулу длины волны рассеянного электрона методом аналитической геометрии, что позволило ему открыть дверь из теории относительности в квантовую механику. Теоретик такого уровня и с таким багажом знаний точно должен знать все о законах мироздания и даже мог бы стать преподавателем физики для самих богов, если только не растерял свою научную библиотеку.

Когда я изложил приятелю суть случившегося, он думал недолго.

– Ты же конструктор, – сказал он, – значит, должен понимать, что любой механизм работает по жестко установленному алгоритму, там нет свободы воли шестеренок и прочих деталей. А теперь просто представь, что весь мир не театр, как сказал поэт, а машина, и сразу поймешь, что в ее работе тоже нет случайностей. И твое совпадение – не случайность, как не случайности все эти угадывания выигрышного номера лотереи или падение кирпича на определенную голову. Как сказал Эйнштейн, бог не играет в кости. Считай, что ты наблюдал схождение в одной точке пространства-времени трех мировых линий – твоей, девушки и того изобретения 1979 года, – ну а кто составил алгоритм этого схождения, тут я тебе пока не помощник – нужно разбираться с исходной сингулярностью перед Большим взрывом...

Я поблагодарил товарища и положил трубку, оставшись неудовлетворенным его отсылом в первозданную сингулярность. На следующий день я написал об этом случае небольшую заметку для заводской многотиражки, назвал ее «Теория невероятности» и отправил по электронной почте главному редактору. Главный редактор была женщиной, и ее ответ на мое послание был следующим: «Вселенная нас слышит, отвечает на наши запросы как сказочный джинн, Ваш рассказ тому подтверждение! Вы правильно отправили запрос во Вселенную, и она Вам моментально ответила. Кажется, что это магия, но на самом деле закон Вселенной. Спасибо, с удовольствием опубликуем в газете. А рассказ можно назвать "По законам Вселенной"».

Я задумался. Мне вдруг открылась бездна между мужским и женским взглядами на Вселенную. Если для моего приятеля-теоретика Вселенная – машина, то для женщины-редактора она – живое существо, и не просто живое, но доброе и справедливое, как Бог. И тут же мне стала ясна моя ошибка – при попытках понять случившееся я все время учитывал только себя и все еще не познанные сверхспособности. Но ведь у меня была соучастница!

Отправлял ли я запрос в глубины космического пространства за помощью, не могу сказать. А вот девушка вполне могла, сама того не понимая, когда я сделал ей замечание по доработке технического задания. И ответ мгновенно пришёл не мне, а был адресован ей по известному закону: «Чего хочет женщина, того хочет Бог».

Оригинал публикации находится на сайте журнала "Бельские просторы"

Автор: Илюс Мухаметов

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц