Перверсию зачастую переводят как извращение – но меня такой перевод и употребление не устраивает. Я понимаю этот термин гораздо шире, и он касается переворачивания социальных ролей. Например, когда мама начинает считать себя папой и встраивает такую позицию восприятия ребенку. Скрывает от него свою уязвимость, потребность в насыщение мужским, фаллическим, выстраивает некую иллюзию самости (сама в себе для себя).
Личности с перверсивными частями зачастую расщеплены внутри, в том числе телесно. Случается, что мать по личным причинам, иногда ей даже неизвестным (вписанным в ее историю или в историю отца ребенка) отказывается от реальности отцовской позиции, ограничивающей наслаждение. Так происходит формирование особых "осколков" в теле, что приводит к тому, что тело раздрабливается в своем образе. Зоны зажимов (материнских вложений) будут маркировать следы первых предпочитаемых объектов (фиксаций):
- грудь;
- ягодицы;
- голос;
- взгляд.
Хочется привести пример из произведения Питер Пен. Там есть момент, когда на корабле пираты (метафора отца) предлагают детям либо стать одними из них – то есть инициироваться в агрессивный взрослый мир, либо «пройтись по доске», и одна из главных героинь, подавая всем пример, выбирает второе. В этом месте мы можем наблюдать некоторое различие между нарциссизмом и пограничностью (перверсией) – нарцисс сформирует ложную идентичность, станет пиратом, и будет, таким образом, «нормальным» для социума, ведь иначе он столкнется с травмой собственной нежеланности, что вынуждает его перекраивать себя по чужой мерке, ожидать признания Другого.
Личность с первертными (пограничными) радикалами не откажется от удовольствия, поскольку в психике образ матери идееализирован и своими психологическими функциями переплетен с отцом. Это вызывает протест, но протест этот почти безнадежен. Лакан определяет эту ситуацию выражением "кошелек или жизнь", это ситуация вынужденного выбора: субъект либо откажется от удовлетворения своих сокровенных желаний (отдаст "кошелек") и тогда он сможет продолжить жизнь как член культурного общества, либо он не отдаст "кошелька", но тогда он будет исторгнут из жизни и его желания все равно остануться неудовлетворены. Отдавая "кошелек", субъект отдается на милость Другого, то есть отца, который был вытеснен материнской политикой.
И здесь стоит обозначить фрейдовский термин «Verleugnung», который Лакан в своих рассуждениях предпочитал переводить как «уличение, изобличение в чем-либо». Личность, таким образом, защищается тем, что изобличает отцовскую метафору (логику реальности), имеющую место быть исходя из собственного детского опыта. Это панкрок (punks not dead), обличающий эдипальное общество, патриархат, гетеросексуальность, тоталитаризм, и все прочие несвободы. Это не психоз, как бегство в воображаемое, но и не вытеснение, как условное принятие, а выстраивание своей особой логики взаимодействия.
Автор: Шишов Максим Сергеевич
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru