Найти тему

Устраняем пробелы 5-ти классника: материалы из книги Б. Агаева

Оглавление

На днях мне в руки попалась книга "Математика. Как подтянуть отстающего ученика. Методическое пособие. 5 класс" (Агаев Б.)

"Математика. Как подтянуть отстающего ученика. Методическое пособие. 5 класс" (Агаев Б)
"Математика. Как подтянуть отстающего ученика. Методическое пособие. 5 класс" (Агаев Б)

Оказалось, что она адресована родителям, которые хотят помочь своим детям наверстать материал 5 класса, а так же начинающим репетиторам (и, вероятно, учителям). Вся прелесть этой книги, по моему мнению, заключена именно в стиле изложения. Формат диалога наглядно демонстрирует, как в идеале должно строиться занятие; как родитель/репетитор должен подводить ученика к теме, к необходимым знаниям; как постоянно поддерживается участие ученика в обсуждении материала и поощряются его рассуждения.

В общем, для общего развития, так сказать, будет весьма полезно ознакомиться с данной книгой как родителям, так и начинающим репетиторам и учителям.

Теперь же, что касается самих тем и заданий, представленных в книге. Автор предлагает подтянуть 5 ключевых тем, а именно:

  1. Сложение, вычитание, умножение, деление
  2. Уравнения
  3. Обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем. Смешанные числа
  4. Десятичные дроби
  5. Решение текстовых задач

Далее в этой статье (и в серии следующих) будут представлены основные моменты и задания этого сборника

Сложение, вычитание, умножение, деление

❔Как устно сложить однозначные числа?

✅Первое слагаемое нужно дополнить до 10, занимая недостающее от второго слагаемого, или наоборот, например:

8+7=8+2+5=10+5=15 или 8+7=5+3+7=5+10=15

❔Как устно сложить двузначное и однозначное число?

✅Первое слагаемое нужно дополнить до 20, 30, 40, 50 и т.д., занимая недостающее от второго слагаемого, или наоборот, например:

16+7=16+4+3=20+3=23 или 8+23=1+7+23=1+30=31

❔Как устно сложить двузначные числа?

✅Сначала нужно сложить десятки, потом - единицы, а затем - полученные результаты, например:

54+23=50+4+20+3=70+7=77

От перестановки слагаемых сумма не меняется

✅Благодаря этому свойству можно выбирать удобный порядок действий при устном счете, например:

25+38+35=25+35+38=60+38=98

🔽

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

❔Как устно выполнить вычитание?

✅Вычитание устно выполняем с помощью сложения, то есть, разностью двух чисел будет то число, которое в сумме с вычитаемым дает уменьшаемое, например:

17-8=?, значит, 8+?=17.
Так как 8+9=17, то следовательно, 17-8=
9

🔽

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

❔Почему: 22=4; 2•3=6; 2•4=8?

✅Потому что:

2•2= 2+2 = 4 (т.е., двойку берем два раза/два слагаемых по 2)
2•3= 2+2+2= 6 (т.е., двойку берем три раза/три слагаемых по 2)
2•4= 2+2+2+2 = 8 (т.е., двойку берем четыре раза/четыре слагаемых по 2)

❔Как устно выполнить умножение 2•4?

✅Найти сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 2

От перестановки множителей произведение не меняется

✅Благодаря этому свойству можно выбирать удобный порядок действий при устном счете, например:

2•23=23•2=46

Ноль умножить на число или число умножить на ноль - всегда получиться ноль

0•12=12•0=0

Один умножить на любое число или любое число умножить на один - всегда получится само число

1•12=12•1=12

🔽

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

❔Как устно выполнить деление 2•4?

✅Деление устно выполняем с помощью умножения, то есть, частным двух чисел будет то число, которое при умножении на делитель дает делимое, например:

28:4=?, значит, ?•4=28.
Так как
7•4=28, то следовательно, 28:4=7

Если число делить на само число, то получится всегда 1

25:25=1

Если ноль делить на любое число, то получится всегда ноль

0:25=0

Если любое число делить на 1, получится всегда само число

25:1=25

На ноль делить нельзя!

25:0=❌

🔽

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

❔Какой порядок действий в числовом выражении без скобок?

✅Если в числовом выражении нет скобок, то сначала выполняются действия второй ступени (умножение, деление) слева направо, а затем - действия первой ступени (сложение, вычитание) тоже слева направо, например:

Порядок действий без скобок
Порядок действий без скобок

❔Какой порядок действий в числовом выражении со скобками?

✅Если в числовом выражении есть скобки, то сначала нужно выполнить все действия слева направо внутри скобок, а затем - остальные действия тоже слева направо (соблюдая порядок ступеней для каждого действия), например:

Порядок действий со скобками
Порядок действий со скобками

🔽

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

Задания для проверки знаний по всей теме "Сложение, вычитание, умножение, деление":

Задания для закрепления устного счета (5 класс)
Задания для закрепления устного счета (5 класс)

Разбор остальных тем этой любопытной книжечки будет в следующих статьях📜

А Вы знакомы с этой книжечкой? Какое впечатление осталось после ее прочтения?