В первых строках своего письма я хочу обратить ваше внимание на статью
Интересно и неожиданно. Статья требует определенного усилия для восприятия смысла написанного и отделения зерен от плевел. То, что мне удалось понять — интересно!
Интересно имевшее место деление математики на "высокую" и "низкую". Напомнило мне анекдот. Командир беседует с новобранцами: «Механики есть?» — «Я!» — «Хорошо. Где учился?» — «Мехмат МГУ.» — «А... Мне механики нужны, у которых ж... в масле.»
Теперь к теме. Математики часто употребляют словечко «тривиально». Тривиальное это то, справедливость чего очевидна без специальных рассуждений. Или, еще, тривиально то, что равно нулю (А. Пушкин: "Все равно нулю!"), хотя, может быть, установление этого равенства совсем не тривиально.
Пример:
n = 1: 1 = 1;
n = 2: 1 + 3 = 4 = 2²;
n = 3: 1 + 3 + 5 = 9 = 3²;
n = 4: 1 + 3 + 5 + 7 =16 = 4²;
....
В общем виде
1 + 3 +... + (2n - 1) = n².
Сумма всех нечетных чисел от 1 до данного равна квадрату их количества.
Самое красивое доказательство — методом математической индукции — начинается словами
«При n = 1 утверждение тривиально.»
Упомянутая статья напомнила мне кое-что из истории. В средневековых университетах все образование состояло из двух циклов:
Прежде всего, математические дисциплины — арифметика, геометрия, астрономия и гармоника (так называемый квадривиум) — традиционно включались в университетское образование наряду с «гуманитарным тривиумом», куда входили риторика, логика и грамматика.
Квадривиум — это от слова "четыре", а тривиум — от слова "три".
Интересно, что физики в этих списках просто нет. Ее зачатки были спрятаны в недрах философии в виде натуральной философии.
И тут до меня дошло!
Тривиальное — это доступное пониманию даже студента тривиума.