В детстве я зачитывался историями В. К. Арсеньева про Уссурийский край, дальневосточную тайгу.
Офицер императорской армии Арсеньев, будучи этнографом, путешественником и исследователем, излазил те места вдоль и поперек в составе различных экспедиций, возглавляемых им же. Будучи не просто теоретиком, военным востоковедом, но и офицером "при особых поручениях", Арсеньев лично разработал и возглавил несколько экспедиций против хунхуцзы, китайских бандитов.
Китай заранее был недоволен съемками фильма, считая, что он непременно будет анти-китайским, и что, дескать, там даже будет затронута проблема государственной границы. По выходу фильма на экраны в китайской кинопрессе появились возмущенные отзывы. Например, такие:
"Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики. А в последнее время они снюхались с японским буржуазным режиссёром, сварганили фильм "Дерсу Узала", что и является явным доказательством".
Похоже, что китайцы писали отзывы, так и не посмотрев фильм (мне это знакомо)). Потому что ни Китай, ни его политика там даже не упоминаются. В одной короткой сцене отряд Арсеньева стоит над несколькими трупами людей, убитых хунхузами, потом продолжает свой путь.
Фильм глобальней - он о человеке и природе. Вот так, ни много, ни мало.
Но что верно, - так это то, что СССР в лице режиссера С. Герасимова "снюхался" с Акирой Куросавой. В начале 70-х Куросава разорвал контракт с Голливудом, где должен был снимать блокбастер про Вторую мировую войну "Тора! Тора! Тора!", на родине провалился его амбициозный "Додескаден", что чуть не довело режиссера до самоубийства, поэтому Куросава воспользовался приглашением и поехал снимать кино в СССР.
Сначала он думал экранизировать своего любимого Достоевского ("Записки из сумасшедшего дома"), потом - Гоголя ("Тараса Бульбу"). В итоге остановился на Арсеньеве.
То есть, Куросава снял фильм про тайгу. Казалось бы, ну что хорошего может снять про бескрайнюю тайгу японец, выросший на острове, где люди сидят друг у друга на головах? На острове, где даже топить нечем!)
Фильм начинается на печальной ноте (забегая вперед - ею же и заканчивается). В. К. Арсеньев, в исполнении Юрия Соломина, приезжает в строящийся в тайге поселок.
- Я тут друга похоронил...
То есть, фильм сделан ретроспективно. В первой серии описывается первая экспедиция Арсеньева (Юрий Соломин) по уссурийском краю, во время которой он знакомится с лесным человеком, охотником Дерсу Узалой (Максим Мунзук) из гольдов (нанайцев).
Выйдя к костру из леса, старик Дерсу Узала садится, деловито закуривает трубку. Уминая солдатскую кашу, он вкратце рассказывает, что сегодня охота была неудачной.
- Что ж ты за стрелок такой, - иронически говорит ему солдат.
- А твоя никогда не промахивайся?
- Мы - армия. Нам мазать не положено.
- Большие охотники! Всю дичь перестреляли. Моя не на кого охотиться, - шутит в ответ Дерсу.
Арсеньев берет Дерсу Узалу проводником, и с этого времени Дерсу становится его другом.
В Дерсу он видит человека, живущего в полной гармонии с природой. У Дерсу все вокруг - люди. Люди - рысь, изюбр. Люди - ветер, вода. Он ругается, когда солдат бросает в огонь недоеденный кусок мяса.
- Зачем бросаешь? Люди придут! Есть будут.
- Да какие тут люди?
- Барсук, россомаха. Не люди, что ли?
И, подобно слонам, которые уходят умирать на слоновье кладбище где-то в джунглях, в конце фильма уже совсем плохо видящий Дерсу уйдет из города, из семьи Арсеньева, "на сопку" - охотиться, а на самом деле, умирать.
Поворотом от жизни к смерти станет встреча с "амбой" - тигром. В словаре Ушакова, вышедшем в 1930-х годах, амбой обозначается "конец, погибель". Типа, воровской жаргон. А по-моему, "амба" пошла отсюда, из уссурийского края)
Смертельно раненный Узалой тигр уйдет в джунгли, и таким образом Дерсу поймет, что смерть близка. Ночную сцену в лагере Куросава снимет в мистическом ключе. Узала стреляет, у него паника. Сам Арсеньев видит на полупрозрачной стене палатки промелькнувший силуэт, как в театре теней. Дух леса в обличье тигра пришел по душу Дерсу Узалы...
Короче говоря, Куросава снял фильм про одухотворенный лес, о человеке из современной цивилизации - Арсеньеве, - который хочет познать его тайны, и о человеке, который эти тайны уже познал, слившись с природой, - Дерсу Узале.
Неторопливый, очень красивый фильм, который за последние несколько лет я пересмотрел раза три. И в целом, как ни странно, пересматривал чаще прочих фильмов Куросавы, которые, возможно, лучше (например, "Семь самураев").
Есть в этом фильме какое-то непередаваемое обаяние.
"Дерсу Узала" стал одним из трех советских полнометражных игровых картин, получивших "Оскара" как лучший иностранный фильм года (два других - "Война и мир" и "Москва слезам не верит"). В те времена американская академия была адекватной, в Голливуде снимали шедевры один за другим, так что награда - престижна.
"Оскара" за Куросаву получил Георгий Данелия. Точнее, так: он, будучи вызванным на сцену, получил сразу две статуэтки - одну для Куросавы, который в Америку не поехал, другую - для "Мосфильма".
Юрий Соломин, сыгравший в "Дерсу Узале" одну из своих главных ролей, считает его лучшим фильмом о человеке и природе, да и в целом фильм встретил теплый прием у кинокритиков, профессиональных охотников и простых любителей природы.
Право слово, даже сходу не найти, в чем можно было бы этот фильм упрекнуть!)
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Акира Куросава
Сценарий: Акира Куросава, Юрий Нагибин (по книгам В. К. Арсеньева "В уссурийской тайге" и "Дерсу Узала")
Операторы: Асакадзу Накаи, Юрий Гантман, Фёдор Добронравов
Композитор: Исаак Шварц
В главных ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук.
Интересные факты о фильме:
- Акира Куросава хотел снять "Дерсу Узалу" ещё в 1950-х. Тайгу намеревался снимать на острове Хоккайдо. Он и представить не мог, что однажды он снимет этот фильм с советскими актёрами в СССР.
- Бюджет фильма: 4 миллиона долларов.
- Работа над фильмом заняла 3 года.
- Для придания правдоподобности сцене нападения тигра было решено использовать животное дикое, а не ручное.
- На роль Дерсу Куросава приглашал Тосиро Мифунэ, но тот был занят в других проектах. В итоге Куросава остановил выбор на тувинском актере Максиме Мунзуке, основателе национального тувинского театра. Забавно, что Мунзук пришел на пробы прямиком с охоты. Впоследствии Куросава называл Мунзука своим любимым актером, а тот звал его "бакшы" - шаман.
📺 Смотрите фильм "Дерсу Узала" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь!
📕 Купить книгу В. К. Арсеньева "Дерсу Узала" в "Лабиринте":
Читайте также на моем канале: