23.03.1910 - 06.09.1998 (Токио, Япония)
Фильмография Акиры Куросавы:
1993 - Ещё нет / Madadayo, まあだだよ
1991 - Августовская рапсодия / 八月の狂詩曲
1990 - Сны Акиры Куросавы / 夢
1985 - Ран / 乱
1980 - Тень воина / 影武者
1975 - Дерсу Узала 📺
1970 - Под стук трамвайных колес / Dô desu ka den, どですかでん
1965 - Красная борода / 赤ひげ
1963 - Рай и ад / 天国と地獄
1962 - Сандзюро / 椿三十郎
1961 - Телохранитель / 用心棒
1960 - Плохие спят спокойно / 悪い奴ほどよく眠る
1958 - Трое негодяев в скрытой крепости / 隠し砦の三悪人
1957 - Трон в крови / 蜘蛛巣城
1957 - На дне / どん底
1955 - Я живу в страхе / 生きものの記録
1954 - Семь самураев / 七人の侍
1952 - Жить / 生きる
1951 - Идиот / 白痴
1950 - Скандал / 醜聞
1950 - Расёмон / 羅生門
1949 - Тихая дуэль / 静かなる決闘
1949 - Бездомный пёс / 野良犬
1948 - Пьяный ангел / 醉いどれ天使
1948 - Одно прекрасное воскресение / 素晴らしき日曜日
1946 - Без сожалений о нашей юности / わが青春に悔なし
1946 - Те, кто создает будущее / 虎の尾を踏む男達
1945 - Гений дзюдо II / 續姿三四郎
1945 - Идущие за хвостом тигра / Tora no o wo fumu otokotachi
1944 - Самые красивые / 番美しく
1943 - Гений дзюдо / 姿三四郎
* Фильмы, отмеченные "📺", смотрите онлайн в моей группе Вконтакте
Интересные факты биографии:
- Куросава был младшим из 8 детей в семье.
- В детстве он обнаружил в себе склонность к занятию искусствами и серьёзно занялся рисованием. Его картина "Сейбуцу" в 1928 году была принята на знаменитую выставку "Ника экзибишн".
- Жанр "дзидайгэку" — фильмы о самураях, в котором снял большинство своих картин Куросава, является популярным в Японии народным жанром — вроде вестернов в Америке или рыцарских историй в Европе.
- Рост Куросавы был выше метра восьмидесяти, что значительно превышает средний рост в Японии. На съёмочной площадке он всегда был на голову выше всей остальной съёмочной группы.
- Куросава всегда искренне восхищался Джоном Фордом, во многом благодаря творчеству которого он решил стать режиссёром. После того, как они однажды встретились, Куросава стал одеваться на съёмки так, как одевался Форд.
- Подобно своему кумиру Форду, Куросава постоянно репетировал с актёрами и другими членами съёмочной группы, работал с ними наедине опять и опять. С определённого момента в группе считалось, что если Куросава повторяет с кем-то сцену только один раз — значит ему этот человек не нравится, и он больше не будет с ним работать.
- Японская пресса усиленно раздувала слухи о тирании Куросавы на съёмочной площадке. Но по воспоминаниям тех, с кем он работал, на площадке никогда не бывало так спокойно, как тогда, когда там был Куросава.
- Куросава всегда мечтал снять кино про Годзиллу (NB!!!). Но студия Тохо, которой принадлежат права на персонажа, так и не доверила ему этого ни разу, опасаясь, что проект будет слишком дорогим.
- Его любимыми актёрами были Тоширо Мифунэ и Такаши Шимура. Он сделал 16 лент с первым (почти все — главные роли) и 19 со вторым.
- В декабре 1971 года, после разорения основанной им студии, Куросава попытался покончить с собой, перерезав себе бритвой вены в 30 местах. Его спасли.
- Поскольку какое-то время у него не было денег снимать кино, он работал режиссёром рекламных роликов для телевидения.
- До получения почётного Оскара за вклад в киноискусство в 1990ом году, Куросава всего один раз номинировался на эту награду как режиссёр — за фильм "Ран". Единственный его фильм, получивший "Оскар", как лучший фильм на иностранном языке, был снят на русском (Дерсу Узала).
- По оценкам журналов Entertainment Weekly и Empire он был назван шестым в числе величайших режиссёров всех времён и народов, и оказался единственным азиатом в обоих списках.
- Такого количества римейков, как на картины Куросавы, не сделано на картины ни одного другого режиссёра. Даже Хичкока.
Цитаты Акиры Куросавы:
Тот, кто считает, что работа не позволяет ему найти свободное время для написания сценария, — просто трус. Даже если вы пишете всего по странице в день, но делаете это ежедневно, то к концу года у вас будет 365 страниц текста. Я сам в таком духе начинал, когда работал помощником режиссёра. Часто приходилось работать допоздна, я ничего не мог с этим поделать. Оставалось лишь смириться. Однако когда подходило время ко сну, тут уже всё зависело от меня. Лёжа в кровати, я находил силы набросать две или три страницы. Как ни странно, после того как я вымучивал первые строчки, остальные получались гораздо проще, чем я до этого предполагал. История захватывала меня, я не мог остановиться. Таким образом я написал несколько сценариев.
Люди сегодня забыли, что на самом деле они — часть природы. Да, они разрушают природу, от которой зависит наша жизнь. Они всегда думают, что могут сделать что-то лучше, особенно учёные... Может они и умные, но большинство из них не понимают сердца природы. Они лишь изобретают вещи, которые в конце концов делают людей несчастными. И всё равно они очень гордятся своими изобретениями, как и большинство людей, а это хуже всего. Они их считают чуть ли не чудесами, они боготворят их; они не понимают, что теряют природу; они не видят, что и сами могут погибнуть. Самые важные вещи для людей — чистый воздух и чистая вода, и деревья и вода, которая их производит. Всё постепенно портится, загрязняется навсегда. Грязный воздух, грязная вода... Сердца людей тоже становятся грязными.
См. также:
Покупайте в "Лабиринте" автобиографию Акиры Куросавы: