Сразу после усадьбы Сидора Шибаева, о которой была позапрошлая история, стоит массивное четырехэтажное строение (если не считать цокольного полуподвального этажа) с рустом по нижнему ярусу.
Сегодня в нем располагается Центральное таможенное управление.
Само же здание было построено в 1901-1902 годах архитектором Александром Васильевичем Ивановым...
...Для Варваринского акционерного общества домовладельцев
Эта организация была одной из первых в Москве, для которой строительство доходных домов со всеми удобствами и самыми современными коммуникациями являлось главным родом деятельности. Главным, но не единственным. Помимо непосредственно строительства, Общество скупало в Москве уже существующую недвижимость и занималось арендой – снимало и сдавало помещения.
И этот дом для меня – еще одна загадка. О нем практически нигде и ничего не сказано. Даже имя архитектора и год его постройки нашел лишь читая историю семьи, с фамилией которой он связан. И то как-то вскользь было упомянуто.
По внешнему виду и оформлению дома создается ощущение, что верхние этажи его были достроены позднее, но и об этом история умалчивает. Однако найденные старинные фото мою теорию подтвердили. Здание и правда первоначально имело на два этажа меньше.
Единственное, что об этом здании достоверно известно – первоначально построенное как жилой особняк, оно...
...Вмещало в себя частную женскую гимназию
Ее хозяйкой и начальницей была Фелиция-Луиза Францевна Мансбах, дочь бельгийского подданного, выходца из Германии, инженера по образованию и директора паркетной фабрики Миллера, Франсуа Якоба Мансбаха. Родители ее давно переехали в Петербург, там познакомились и там же обвенчались в немецко-латышской церкви Христа Спасителя.
Кстати, раз уж упомянул отца Фелицы Францевны и его должность, приведу кусочек о том, чем являлось паркетное производство в те непростые, но романтические времена.
«В XVIII веке главенствующую роль в создании паркета занимал архитектор. В число его обязанностей входило оформление пола. Художественный наборный паркет обязательно должен был корреспондировать с другими элементами интерьера и в большей степени с плафоном. В 1830-е годы появились фабрики по изготовлению паркета. Самой известной была фабрика Миллера, которая выполняла заказы и для Зимнего и Большого Кремлёвского дворцов. Несмотря на появление паровой машины, благодаря которой были усовершенствованы все остальные процессы производства, паркет по-прежнему остался авторской работой. В 1840-е годы русские паркеты экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Париже и Лондоне, и везде получали награды. К этому времени в России сформировалась школа изготовления паркета, однако его производство всё равно было достаточно редкое»
(Екатерина Крупникова-Балашова, «Паркет»)
Фелиция (или Фелица) родилась в 1869 году в Петербурге, а с 1895 года в московских Адресных книгах «Вся Москва» появилась запись: «Мансбахъ Фелиц. Франц. учительница». Чуть позднее запись сменилась на «Мансбахъ Фелиц. Франц. учит. Гимназия М.Б. Пуссель».
Женская гимназия Марии Богдановны Пуссель с 1894 года находилась на Покровке, в доме князя Голицына. В течение нескольких последующих лет ее тогда еще простая скромная учительница, Фелица Францевна не раз меняла адреса, пока в 1909 или 1910-м не перебралась в Басманную слободу.
Гимназия же, где она преподавала, переехала сюда еще в 1903 году, передав свое прежнее помещение в доме князя Голицына другому учебному заведению.
А незадолго до своего собственного переезда, в 1908 году Фелица Мансбах ни много ни мало...
...Сделалась хозяйкой гимназии и пригласила на работу новую учительницу
Учебное заведение теперь называлось «Женская Гимназiя Ф.Ф. Мансбахъ», хотя начальницей его по-прежнему оставалась Мария Богдановна Пуссель.
Не только владелицей, но и начальницей гимназии Фелица Францевна стала годом позже, в 1909-м.
«...Дом №10 в 1-м Басманном переулке принадлежал обрусевшему немцу Исидору Мансбаху, чья супруга содержала великолепную по характеру обучения гимназию. Большинство преподавателей в ней были русскими, но занятия гимнастикой, санитария и каникулярное воспитание школьниц было выполнено по лучшим для того времени германским методикам. До 1913 года эта частная женская гимназия располагалась на Новой Басманной, в доме 23. Фелица Францевна Мансбах добилась такого уровня обучения, что Министерство народного просвещения дало ей «права гимназий Министерства». В 1913 году гимназия переехала с Новой Басманной улицы из старинного собственного особняка в новое просторное четырехэтажное помещение в переулке. Вокруг новой гимназии был сад. При самой гимназии действовало Общество Вспомоществования недостаточным ученицам...»
(«Немецкие адреса Старой Москвы», 2006 год, Москва - Берлин)
А преподавателем музыки теперь уже в полном смысле слова в свою гимназию Фелица Мансбах взяла некую Евгению Карловну Флекенштейн, приемную дочь процветающих купцов-евреев, выходцев из Финляндии, владельцев ювелирного магазина на Большой Лубянке.
Нам Евгения Карловна, правда, интересна не как педагог, а как матушка Юрия Владимировича Андропова, одного из Генеральных секретарей ЦК КПСС.
Знаменитый сын, по метрике – Юрий Карлович Флекенштейн – в силу существовавших в те времена обстоятельств истинное свое происхождение не афишировал, взял себе отчество и фамилию отчима. Однако в годы молодости одним из его прозвищ было «Ювелир».
В 1913 году (за год до рождения у учительницы музыки знаменитого отпрыска) гимназия переехала в Первый Басманный переулок. А в ранние советские годы в дом №23 по Новой Басманной улице поселился Всероссийский Союз молочной кооперации.
Нынешние же его владельцы нам также известны.
А в этой подборке можно познакомиться и с другими остановками в моей фото-прогулке по Басманным улицам и их окрестностям:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!