«Обслуживание прекращено» — это фантастическая кинолента прошлого года, которая не пытается понравиться зрителю, а вместо этого желает поговорить с ним о важных вещах. Фоном для этого выступает тема старой доброй виртуальной реальности, которая преподнесена здесь немного не так, как мы привыкли после «Матрицы», «Тринадцатого этажа» и «Главного героя». Давайте узнаем об этой кинокартине больше.
О чем фильм?
Сара живет одна и пытается добиться успеха в продажах солнечных батарей, но пребывает в глубокой депрессии, из-за чего часто посещает психотерапевта. Вместо вечеринок и знакомств с парнями главная героиня размышляет о смысле жизни и своем месте в этом мире. Внезапно выясняется, что реальность, в котором живет девушка, является симуляцией — виртуальным пространством, которое... скоро выключат. Цель проекта, созданного существами из будущего, достигнута, а поэтому продолжать его больше нет смысла. Людям дается выбор: остаться в заброшенной «Матрице», которую отныне никто не будет контролировать и обслуживать, или перенести свое сознание на более скромный сервер, где имеется возможность раз за разом переживать самые счастливые моменты своей жизни. Странно, но после новости о неминуемом конце света Сара начинает становиться счастливее.
На какие темы рассуждает этот фильм?
Сара — один из представителей поколения зумеров. Она не в ладах со своей жизнью, задается философскими вопросами и при не самом плохом уровне существования (приличный дом, любящие родители, нехилые суммы на психотерапевта, новая машина) испытывает перманентный эмоциональный дискомфорт и ужасное недовольство всем на свете. Главная героиня отталкивает от себя общество, так как не хочет присоединяться к нему, и даже задумывается о страшном решении относительно своей судьбы. Однако вскоре Сара узнает, что является искусственным человеком, программой, существующей лишь в виртуальной реальности. Да, никаких людей в капсулах, подключенных куда-то проводами, как в «Матрице», в этой киноленте нет. Такой элемент сюжета менее трагичен, но более соответствует духу времени (обесчеловечивание человека, внушение ему, что он не венец творения, а биоробот без возможности выбора или нейросеть в симуляции, — модный и продвигаемый нынче тренд).
Естественно, апатия главной героини и ее жизнь, которую она ведет скорее по инерции, так как не видит в ней смысла, запараллелены с фабулой, согласно которой в окружающей действительности тоже нет никакого особого смысла. Более того, самой этой действительности как бы и не существует. Вот так сюжет фильма оправдывает поведение некоторых представителей молодого поколения, которых взрослые любят называть бесцельными и бестолковыми (за это в ленте отвечает персонаж Роберта Пикардо — психотерапевт).
Вышеперечисленным фильм сильно отличается от прошлых кинокартин о виртуальной реальности и именно поэтому он, как мне кажется, так сильно понравился критикам, которые хорошо научились находить в кинематографе все те направления мысли, которые в современном мире считаются правильными и передовыми.
«Обслуживание прекращено» задает довольно много интересных вопросов, среди которых можно выделить следующие:
- Плохо ли, если человек не хочет жить?
- Есть ли вообще у жизни смысл?
- Всё ли в нашей жизни предопределено? Сами ли мы принимаем решения? Или любой человек — лишь жертва обстоятельств, не контролирующая свою судьбу?
- Действительно ли людям нужны люди? А, может, лучше жить одному?
- Должна ли каждая женщина найти себе мужчину и наоборот?
- Если общества или какой-то другой контролирующей силы нет, существует ли мораль? Иначе говоря, общепринятые представления о плохом и хорошем сохраняются в вакууме?
Удивительно, но в нынешней социальной парадигме, продвигаемой прогрессивной общественностью, у этих вопросов совсем иной привкус, нежели тот, который был у них раньше, когда ими задавались фантасты прошлого.
Что в итоге?
«Обслуживание прекращено» — малобюджетный научно-фантастический инди-фильм, продвигающий определенные идеи, которые принято относить к либеральным (хотя на самом деле это не совсем так). Элементы черной комедии делают киноленту относительно легкой для восприятия, но это нисколько не мешает ей побудить вас к размышлениям.
Сюжет картины прямолинеен — большая часть экранного времени посвящена наблюдению за тем, как Сара пытается найти себя, что вроде как должно помочь вам попытаться сделать с собой то же самое, если, конечно, вы захотите. Но захотите ли вы?
На мой личный взгляд, с художественный точки зрения фильм получился слишком разбалансированным. Его настроение трудно уловить, а когда наконец приходит ощущение, что это случилось, появляется сцена, которая сильно выбивается из ряда с остальными и тем самым разрушает общее впечатление.
Гротеск киноленты окутывает ее монотонную и вымученную философию, что на выходе оборачивается очевидной цепочкой знакомых идей, соединительной тканью которых становится вялотекущая история, основанная на психологических метаниях главной героини и ее итоговому движению к тем смыслам, которые в среде профессиональных кинообозревателей обычно считают злободневными.
Думаю, что критики оценили этот фильм положительно именно из-за поднятых в нем тем, а не из-за его уникальных художественных особенностей.
Хотя, надо сказать, что сыгравшие главные роли Эшли Хатчинсон и Лэнгстон Фишбёрн (сын Лоренса Фишбёрна) смотрятся неплохо и внимание к себе притягивают.
А у меня появился сайт, который поможет вам найти кино на вечер. Upitko.ru — заходите!
Если не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью — нам, авторам, ваши лайки очень помогают.
Подписывайтесь — я стараюсь радовать вас новыми материалами о кино каждый день.