Случаются в истории незначительные на первый взгляд события, которые приводят к серьезным последствиям не только в жизни их непосредственных участников, но и в политической и культурной жизни целой страны. К таковым относится один случай в истории Японии, который произошёл в самой середине эпохи Эдо — в 1714 году. В Японии он известен как "инцидент Эдзима и Икусима".
Эдзима — так звали женщину, которая являлась старейшиной женской половины замка Эдо — главной резиденции сёгуна. Женская половина сёгунского замка (яп. ооку, то есть "большие внутренние покои"), как ясно из названия, являлась местом жительства жены и наложниц сёгуна, а также их многочисленных слуг женского пола. Сёгун был единственным мужчиной, который мог заходить в женскую половину замка, да и то только в специально отведенную для встреч комнату. Старейшины же женской половины замка заправляли всеми делами, связанными с жизнью этой потаённой части, и по своему статусу и обязанностям приравнивались к старейшинам-родзю в сёгунском правительстве.
Эдзима (1681–1741) была приближенной Гэккоин (1685–1752) — наложницы 6-го сёгуна Токугава Иэнобу (1662–1712) и родной матери 7-го сёгуна Токугава Иэцугу (1709–1716). Иэнобу на момент событий уже скончался и сёгуном был 4-летний Иэцугу. Это серьезно повышало статус Гэккоин как матери правящего сёгуна и отодвигало на второй план официальную жену почившего сёгуна Тэнъэйин (1666–1741).
Итак, в 12-й день 1-й луны (26 февраля) 1714 года Эдзима в сопровождении других дам направилась от лица своей госпожи в фамильный храм сёгунов Дзодзёдзи, чтобы поклониться могиле почившего сёгуна Иэнобу. На обратном пути вместе со своими спутницами она заехала в театр Ямамура-дза, где посмотрела представление с участием популярного тогда актёра Икусима Сингоро (1671–1743), после чего посетила дом владельца театра и предалась развлечениям в кругу приглашенных туда актёров, включая Икусиму. В итоге Эдзима и спутницы опоздали ко времени закрытия ворот замка Эдо.
Внутрь их, конечно, пропустили, однако о факте опоздания стало известно и на мужской половине замка — чиновникам бакуфу, а вскоре и вовсе поползли слухи о том, что Эдзима тайно провела вместе с собой того самого актёра Икусиму Сингоро, посадив его в длинный дорожный сундук, и устроила свидание с ним прямо на женской половине сёгунского замка!
Что там было на самом деле. доподлинно неизвестно, однако Эдзима за свой, казалось бы, небольшой проступок (формально, за опоздание ко времени закрытия ворот замка) получила суровое наказание — ссылку на дальний остров (в иерархии наказаний эпохи Эдо это было равносильно пожизненному тюремному заключению). Благодаря ходатайству госпожи Гэккоин такого сурового наказания в итоге удалось избежать, однако Эдзима всё же была передана под опеку в дом Найто княжества Такато провинции Синано, где она провела фактически взаперти 27 лет и там же скончалась.
Однако наказанной оказалась не только Эдзима. В той или иной форме наказания получили около полутора тысяч человек, так или иначе имевшие причастность к инциденту, в том числе сопровождавшие Эдзиму женщины и актёры театра Ямамура-дза. Серьезно были наказаны старший и младший брат Эдзимы, которые являлись прямыми вассалами сёгуна — хатамото. Первый был приговорен к смертной казни (!), а второй — к строгой форме изгнания (подразумевала, наряду с изъятием земельных владений, запрет на проживание в родной провинции, в провинции, где было совершено преступление, в восьми провинциях столичного региона Канто, в Киото и окрестностях, а также вдоль тракта Токайдо, соединявшего две столицы).
Владелец театра Ямамура-дза Ямамура Тёдаю и актёр Икусима Сингоро были сосланы на дальние острова, а сам театр прекратил своё существование. Театр кабуки в эпоху Эдо обычно ассоциируется с трёмя столичными труппами — Накамура-дза, Итимура-дза и Морита-дза, однако эта троица сложилась именно после ликвидации театра Ямамура-дза, а до того говорили о "четырех столичных труппах".
Тем не менее инцидент оказал влияние и на сохранившиеся столичные театры кабуки. Пользуясь этим случаем как предлогом, власти ввели ряд строгих ограничений на деятельность трупп кабуки, которые всегда служили для них источником раздражения. Так, были сокращены часы работы театров, с тем чтобы представления заканчивались раньше. Был ведён ряд запретов на внутреннее архитектурное устройство зданий театров, чтобы из зрительного зала невозможно было тайно проскользнуть во внутренние помещения или домой к владельцу, а также ограничено использование занавесов, ширм, шторок и т. д.
Кроме того, считается, что этот инцидент получил такую широкую огласку неспроста — этому поспособствовали сами чиновники сёгунского правительства. Дело в том, что пользуясь этим неприятным случаем, одна из правительственных группировок решила разобраться с другой. При 6-м и 7-м сёгунах возвысился их личный адъютант (собаёнин) Манабэ Акифуса (1666–1720), который во многом опирался на своего советника, выдающегося ученого и наставника малолетнего сёгуна Иэцугу Араи Хакусэки (1657–1725). Они пользовались поддержкой матери Иэцугу, Гэккоин. Им противостояла другая группировка — наследственные вассалы (фудай-даймё) дома Токугава, которые занимали посты старейшин в правительстве, но были фактически отодвинуты от власти "выскочками", каковыми они считали Манабэ Акифусу и Араи Хакусэки. Их опорой в женской половине замка была законная жена 6-го сёгуна Тэнъэйин.
В результате этого, казалось бы, далекого от политики инцидента позиции Манабэ Акифусы и Араи Хакусэки пошатнулись, что вскоре, после скоропостижной кончины малолетнего Иэцугу в 1716 году, открыло дорогу для прихода к власти сёгуна Токугава Ёсимунэ и переустройству системы власти. Так что "инцидент Эдзима и Икусима" показывает, насколько важным местом была женская половина замка Эдо даже в делах, далеких от женщин.
----------------
Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад вашим комментариям и лайкам — это вдохновляет на дальнейшие рассказы из истории Японии. До новых встреч на канале! А чтобы они случились, не забудьте подписаться!