«Очень многим на дорогах стоило бы быть менее самоуверенными!» (с)
Екатерина «Колибри» Десятова - мотоциклистка, участник портала оперативного реагирования на мото ДТП и программы взаимопомощи мотоциклистов на дорогах «Motocitizen», психолог-педагог по образованию, «Ангел» по специальности, жена... и просто красивая девушка.
- Откуда такой интерес к мотоциклам, Катюш?
После произошедшего мотоДТП с летальным исходом, полезла в интернет искать информацию и наткнулась на сайт Мотограждан. Любила мотоциклы и до этого, но как-то не задумывалась и не подозревала, что есть Программа и люди, которые помогают друг другу абсолютно безвозмездно. Это меня и подкупило.
- Сама тоже на мотоцикле же, верно?
Водить мото умею, сама за рулем не езжу. Катаюсь не в пределах города, а в городе езжу с супругом. И этого мне вполне достаточно)
⁃ Как близкие отнеслись к такому увлечению?
Отнеслись сначала отрицательно, потом приняли и теперь поддерживают мои начинания. Сейчас мои близкие гордятся мной и и иногда даже пытаются помочь, что не может не радовать).
- Как появился проект «Мотограждане»?
Программа «MOTOCITIZEN» была создана в 2011 году с целью взаимопомощи и повышения уровня безопасности мотоциклистов на дорогах. Ее изначальная идеология: дороги должны быть удобными и безопасными, а помощь должна быть оказана каждому, кто в ней нуждается. Проект создали за несколько лет до моего появления в нем, я просто влилась и начала активно помогать.
- Как программа работает?
На пульт оперативного реагирования поступает информация о ДТП. По специальной программе происходит рассылка зарегистрированным волонтерам Программы. Ближайшие от места ДТП Волонтеры берут ситуацию на контроль и оказывают необходимую помощь.
- Волонтером может стать каждый?
Да. Присоединиться может любой человек, вне зависимости от того, на скольких колесах он передвигается. Среди волонтеров Программы есть мотоциклисты, скутеристы, водители автомобилей, медики, юристы, любые люди, готовые прийти на помощь.
- Ты не только круглосуточно на пульте реагирования, но и сама выезжаешь к месту ДТП, верно?
Выезжаю по возможности, либо сижу «на телефоне», осуществляю поставарийное сопровождение, консультирую пилотов и наших выездных ребят. Наш проект работает не только по Москве и области, но и по многим регионам (Челябинск, Тула, Самара, Тольятти, Мурманск, Владикавказ, Сочи и другие). Также сотрудничаем с Санкт-Петербургом, Краснодарским краем и Казахстаном, и продолжаем развиваться в этом направлении.
- Основную деятельность ты не оставила, правильно понимаю? Как умудряешься совмещать?
Совмещать тяжело, но пока получается работать и помогать. Это большая физическая и эмоциональная нагрузка, но пока есть силы, я буду продолжать.
- Времени на себя хоть немного остается?
Фактически нет. Есть семья, дом, хочется отдыхать и отвлекаться на что-то, но возможности нет, аварийность на ДОП не оставляет времени на «подумать». Всем нам приходится чем-то жертвовать. И, если в наших силах что-то изменить, то это нужно менять. Это касается каждого.
⁃ Были моменты слабости? Когда хотелось все бросить и посвятить себя семье и «борщу»?
Конечно. Но степень социальной ответственности всегда превалировала, поэтому вопрос так не стоит. Я знала, во что придется погрузиться, и ничуть не жалею, осознавая, какую пользу могу принести.
⁃ Как справлялась с приступами слабости?
Чувствовала и чувствую поддержку мотосообщества, родных, близких и друзей. Это и дает силы.
- Любое ДТП это всегда эмоционально сложная ситуация, некоторые из них – особенно тяжкие. Как справляешься со стрессом? Или со временем восприятие притупляется?
«Я - как врач» (с). Если все пропускать через себя, то сгореть можно очень быстро, а я «в теме» более 5 лет, поэтому не могу себе позволить эмоциональные всплески. Каждый день перед глазами десятки аварий, и когда на кону чье-то здоровье и жизнь, - здесь нет места личным переживаниям. Моя задача – минимизировать последствия и максимально помочь ребятам.
⁃ Ник «Колибри» откуда появился?
Это личное. Очень.
⁃ Чего на твой взгляд не хватает участникам дорожного движения, что б из сезона в сезон снижать печальную статистику?
Всем участникам категорически не хватает взаимного уважения, соблюдения ПДД (написанных кровью), внимательности и ответственности.
- Чего не хватает самим мотоциклистам? Чтоб не становиться не только жертвами, но и инициаторами конфликтов на дорогах?
Того же. И очень многим из них стоило бы быть менее самоуверенными. Необходимо понимать, что никто никому ничего не должен. От того, как лично ты ведешь себя на дороге, все и зависит в конечном счете.
⁃ По статистике кто чаще всего попадает в ДТП? Молодёжь или люди более осознанного возраста?
Чаще всего молодежь, конечно. Наша статистика фиксирует возраст 18-25 лет, как правило. И чаще всего это спортивные мотоциклы. К причинам таких ДТП я отношу также излишнюю самоуверенность и, в первую очередь, отсутствие в России вменяемой процедуры обучения будущих мотоциклистов основам поведения на ДОП при получении ВУ. Согласитесь, одно дело это обучить человека трогаться и тормозить на мотоцикле в условиях площадки, и совсем другое - ездить в городе, где цена ошибки - это не заваленные конусы, а здоровье и жизнь.
⁃ Какие необходимо предпринять меры, чтобы значительно снизить количество ДТП в Москве и по России?
На мой взгляд, исходя из предыдущего вопроса, необходимо ужесточить ПДД, процедуру сдачи на ВУ, обратить наконец внимание на ДТП с участием такси и каршэрингов. К слову, в этом сезоне мы фиксируем до 10 мотоДТП в день с их участием – не пора ли задуматься? Само собой,
что мы работаем в этом направлении, но и со стороны государственных органов необходимы анализ и действия, направленные на законодательное регулирование.
⁃ Какие у тебя планы на дальнейшее развитие «Мотоситизен»?
Популяризация проекта, работа с госструктурами и обучение на постоянной основе по Первой Медицинской Помощи, и мотоДТП, инструктаж волонтеров по действиям на ДТП и сбору информации.
⁃ А личные? Вообще, строишь планы? Какая ближайшая цель?
Строю. Уехать в отпуск и отключить наконец телефон!
⁃ А мечта?
Аналогична цели.
- Счастье для тебя – это…?
Здоровья друзьям, близким. Открывать новые горизонты, общаться с людьми.
- Каждую ночь перед сном нужно задавать себе простенький вопрос – какой?
Не успеваю задать - вырубаюсь без сил. Утром новое дежурство!
Беседовала: Лариса Бутырина.