Найти тему
Записки артистки балета

Натюрморт в небольшой комнате

Вещи и люди нас

окружают. И те,

и эти терзают глаз.

Лучше жить в темноте.

Небольшая комната на третьем этаже Фонтанного дома, в центре которой нагромождение вещей. Столы, стулья, печатные машинки, книги, посуда, сувениры и много чего ещё.

При входе в комнату предлагают аудиогид. Совершенно бесплатно. Можно конечно и без него, но... тогда многое будет непонятно. "Мой" (выданный мне) аудиогид никак не хотел работать. Мне меняли и его и наушники, но результат оставался неизменным. Гробовая тишина. "Какое сильное у Вас поле", - сказала мне женщина выдававшая аудиогиды. (Я не совсем поняла, при чем тут оно - мое поле). Смирившись с тем, что видимо не судьба, пошла знакомится с инсталляцией самостоятельно. И тут... Женщина подошла ко мне и, протянув работающую систему, шёпотом сказала: "Берите скорее и не говорите, что это Вы". Я поблагодарила и погрузилась в удивительный мир вещей.

Иосиф Бродский никогда не бывал в Фонтанном Доме, однако его вещи поселились здесь еще при жизни поэта. В 1990 году историк и публицист Яков Гордин, друживший с Иосифом Бродским более 40 лет, передал музею книги из ленинградской библиотеки поэта. В 2003 и 2015 годах Мария Соццани-Бродская подарила музею большую коллекциюпамятных вещей из американских квартир Бродского. Большой вклад в пополнение коллекции внесли Вероника Шильц, Михаил Барышников, семья Руткис. Сегодня собрание подлинных вещей Иосифа Бродского насчитывает более 4000 единиц.

Часть этих вещей вошла в экспозицию «Иосиф Бродский. Натюрморт». Все вещи в экспозиции - подлинники, в различные годы "жившие" в разных квартирах поэта. Это и «Полторы комнаты» на Литейном проспекте 24, где он жил с родителями, его американские квартиры на Мортон Стрит, 44 и Пьерпойнт стрит, 22 в Нью-Йорке, а так же служебное жилье профессора в местечке Саут-Хэдли.

Медиа-художник Владимир Быстров создал из подлинных вещей «тотальную инсталляцию», которая объединила два временных состояния и два пространства: конец 1980-х, когда Бродский работал в Америке над эссе «Полторы комнаты», и середину 1960-х годов, о которых и идёт речь в этом произведении, посвящённом памяти родителей.

Вероятнее всего в наушниках звучит голос автора инсталляции. Я забыла об этом спросить. Голос рассказывает о судьбе представленных в инсталляции вещей. Откуда она появилась, что значила для владельца. Не берусь повторить услышанное. Это просто невозможно. Да и не нужно.

Здесь важно - видеть и слышать. Смотреть на вещь и слушать рассказ о ней и ее владельце. Это невероятно интересно.

Вещи Бродского расположены в "Натюрморте" без хронологии и привязки к месту, в «алфавитном беспорядке». Своеобразный хаос воспоминаний, среди которого ты узнаешь историю вещей и понимаешь, как они связаны с поэзией Бродского, чем были в его жизни и что они могут рассказать о нем - Поэте.

Ключом к данной инсталляции ее автор считает стихотворение «Натюрморт», написанное Бродским в 1971 году, после тяжелой болезни. По словам Л.Лосева «Болезнь он воспринимал не как аномалию, а как условие творчества, если не вообще человечности». Стихотворение стало результатом размышлений о жизни и смерти, о том, что останется после…

В текстах Бродского мир вещей играл огромную роль, поэтому экспозиция опирается исключительно на подлинные мемориальные предметы. Однако это не последовательный рассказ о жизни Бродского, а эклектичный, построенный на свободных ассоциациях портрет. Нобелевского лауреата, курильщика, сына, поэта…

Если вы вдруг окажитесь в Санкт-Петербурге, загляните в Фонтанный дом, в музей Анны Ахматовой. Именно там, на третьем этаже находится небольшая комната с невероятно интересной историей вещей И.Бродского.

P.S. Раньше, с 2005 по 2021 год, в музее работала постоянная экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского». Хотя, это был не точный кабинет в Саут-Хэдли. Расстановку мебели и размещение вещей подсказали сохранившиеся фотографии интерьеров этого дома. Дом в городе Саут-Хэдли, где Бродский чувствовал себя в наиболее естественной среде, «где никто не задает лишних вопросов» был устроен им по своим законам. Мебель, напоминающая ту, что была в родительском доме, фотографии дорогих ему людей, виды городов, что остались в его стихах и его памяти, репродукции картин старых мастеров и множество книг.

И. Бродский - Натюрморт

1

Вещи и люди нас

окружают. И те,

и эти терзают глаз.

Лучше жить в темноте.

Я сижу на скамье

в парке, глядя вослед

проходящей семье.

Мне опротивел свет.

Это январь. Зима

Согласно календарю.

Когда опротивеет тьма.

тогда я заговорю.

2

Пора. Я готов начать.

Неважно, с чего. Открыть

рот. Я могу молчать.

Но лучше мне говорить.

О чем? О днях. о ночах.

Или же — ничего.

Или же о вещах.

О вещах, а не о

людях. Они умрут.

Все. Я тоже умру.

Это бесплодный труд.

Как писать на ветру.

3

Кровь моя холодна.

Холод ее лютей

реки, промерзшей до дна.

Я не люблю людей.

Внешность их не по мне.

Лицами их привит

к жизни какой-то не-

покидаемый вид.

Что-то в их лицах есть,

что противно уму.

Что выражает лесть

неизвестно кому.

4

Вещи приятней. В них

нет ни зла, ни добра

внешне. А если вник

в них — и внутри нутра.

Внутри у предметов — пыль.

Прах. Древоточец-жук.

Стенки. Сухой мотыль.

Неудобно для рук.

Пыль. И включенный свет

только пыль озарит.

Даже если предмет

герметично закрыт.

5

Старый буфет извне

так же, как изнутри,

напоминает мне

Нотр-Дам де Пари.

В недрах буфета тьма.

Швабра, епитрахиль

пыль не сотрут. Сама

вещь, как правило, пыль

не тщится перебороть,

не напрягает бровь.

Ибо пыль — это плоть

времени; плоть и кровь.

6

Последнее время я

сплю среди бела дня.

Видимо, смерть моя

испытывает меня,

поднося, хоть дышу,

зеркало мне ко рту, —

как я переношу

небытие на свету.

Я неподвижен. Два

бедра холодны, как лед.

Венозная синева

мрамором отдает.

7

Преподнося сюрприз

суммой своих углов

вещь выпадает из

миропорядка слов.

Вещь не стоит. И не

движется. Это — бред.

Вещь есть пространство, вне

коего вещи нет.

Вещь можно грохнуть, сжечь,

распотрошить, сломать.

Бросить. При этом вещь

не крикнет: «***** мать!»

8

Дерево. Тень. Земля

под деревом для корней.

Корявые вензеля.

Глина. Гряда камней.

Корни. Их переплет.

Камень, чей личный груз

освобождает от

данной системы уз.

Он неподвижен. Ни

сдвинуть, ни унести.

Тень. Человек в тени,

словно рыба в сети.

9

Вещь. Коричневый цвет

вещи. Чей контур стерт.

Сумерки. Больше нет

ничего. Натюрморт.

Смерть придет и найдет

тело, чья гладь визит

смерти, точно приход

женщины, отразит.

Это абсурд, вранье:

череп, скелет, коса.

«Смерть придет, у нее

будут твои глаза».

10

Мать говорит Христу:

— Ты мой сын или мой

Бог? Ты прибит к кресту.

Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,

не поняв, не решив:

ты мой сын или Бог?

То есть, мертв или жив?

Он говорит в ответ:

— Мертвый или живой,

разницы, жено, нет.

Сын или Бог, я твой.

1971 г.