Милочка была лицом предприятия. "Секретарь, Людмила Николаевна Нижегородова" - такая табличка красовалась на ее рабочем столе в приемной у директора. Она полностью соответствовала занимаемой должности: маленькая, хрупкая, очень манерная, с тонко выщипанными бровями и безупречно накрашенная. Милочка всегда высоко держала голову с модной прической, глядела на всех небрежно, носила высокие каблуки и строгий костюм. Помимо таблички, на столе красовалась фотография Сони, дочери Милочки, которую она родила довольно поздно. По имени отчеству секретаря директора никто и никогда не называл, хотя возраст ее приближался к цифре 40. Для всех она оставалась неизменной и незаменимой Милочкой.
В костюме, идеально сидевшем на точеной фигурке, цокая каблучками, каждое утро секретарь начинала свой обход с документами. Попутно она решала профсоюзные вопросы. Распределение путевок в санаторий тоже входило в ее обязанности и делало в глазах сотрудников авторитетным уважаемым человеком. Однако, подруг на работе у Милочки не было.
По сложившейся традиции, в одиннадцать часов утра отдел садился за чаепитие. Милочка всегда приносила необыкновенно вкусную, домашнюю выпечку. Однажды, новая сотрудница, Верочка не удержалась от похвалы:
- Какая вы расторопная хозяюшка! Это ж во сколько надо встать, чтобы успеть приготовить дрожжевое тесто, спечь пироги, да еще успеть привести себя в порядок и дочку!
Вера заметила, что при этих ее хвалебных словах, остальные коллеги странно переглянулись. Сама же Милочка, держа в тонких красивых пальчиках кусок пирога небрежно сказала:
- Это наша Таня.
Наша Таня постоянно звучала в ее речах:
- Какие вкусные у вас огурчики - напишите рецепт для нашей Тани. Наша Таня Соне такую кофточку связала - просто закачаешься! Наша Таня уже с огородом управилась - до дождей успела!
- Кто она, ваша Таня? - как-то спросила новенькая.
- Знакомая моей мамы. Мы ее из деревни забрали. Родных у нее никого нет. Много лет живет с нами.
- Шестнадцать лет скоро! - язвительно уточнила Мария Антоновна.
- Да! Скоро! - подтвердила Милочка и ретировалась в приемную.
Мария Антоновна пробурчала ей вслед:
- Привезли себе дуру из деревни и эксплуатируют как хотят. Все на ее плечах: и Соня, и дом, и огород. Теперь еще и мать больную на нее спихнула. И все задаром.
Отдел продолжал работать. Сотрудники отдавали замуж и женили детей, строили дачи, покупали квартиры. Жизнь шла своим чередом. Дочь Милочки окончила школу, поступила в институт, выскочила замуж, родила девочку, спихнула ее на нашу Таню, развелась и снова собиралась замуж. Милочка уже оформила пенсию, но с должностью своей не расставалась. Директор часто шутил:
- Уйдем вместе!
Все понимали, что это событие не за горами. Молодым везде у нас дорога - подрастала новая смена. Милочка по-прежнему выглядела безукоризненно - разве что каблуки стала носить поменьше. Она похоронила маму. Никто бы из сотрудников никогда бы и не увидел нашу Таню, если бы она однажды не явилась к Милочке на работу. В кабинет вошла худенькая, ничем не приметная женщина.
- Где мне найти Людмилу Николаевну? - тихо спросила она.
- Наша Таня! - шепнула Вере Мария Антоновна.
Вера ожидала увидеть глупую, деревенскую бабку, а вместо нее в дверях стояла еще не старая женщина в промокшем от дождя, старом, вышедшим из моды, пальто Милочки и светлом платке. Наша Таня принесла ей зонтик на работу.
Давний приятель Веры, который привел ее на работу в отдел, стал внимательно разглядывать посетительницу. Макар уже давно развелся с женой, и слыл на работе бабником и любителем пропустить рюмочку.
- А она ничего - наша Таня! - бесцеремонно сказал мужчина.
Однако, от разговора с Макаром, с просьбой познакомить его с домохозяйкой, секретарша пришла в негодование:
- Даже не смей к ней приближаться! - кричала разъяренная женщина.
Такой ее никто никогда не видел.
- Алкаш несчастный! Не морочь ей голову! На ней весь мой дом держится! Она к тому же на работу устроилась! Внучка у нас! Только тебя до полного счастья не хватало!
Однажды, после окончания рабочего дня, Макар догнал Веру на остановке.
- Вера, ты должна мне помочь. По старой дружбе. Мне не хочется больше нашей секретарше на глаза попадаться. Я после развода переехал в родительский дом. Живу рядом с ней на параллельной улице. Наблюдал издалека за Таней. У нее и правда все дела спорятся. Долго еще она на Милу горбатиться будет? Я выяснил, что она в школе уборщицей работает. Пытался с ней поговорить, а она ни в какую - не знаю, что ей Милочка про меня наплела. Будь другом - сходи к Тане, посватай ее за меня!
- Ты что, с дуба рухнул? - изумилась Вера - Я ведь Таню совсем не знаю! У тебя такая репутация на работе, что она и слушать меня не станет!
- Вера! Я тебя умоляю! Какая репутация? Я жене и сыну квартиру оставил. Живу в родительском доме один совсем. Мне хозяйка позарез нужна! Да и нравится мне Таня! Скажи, что я с серьезными намерениями - женюсь, зарплата у меня хорошая. Я не алкаш! Поговори с ней! - не унимался Макар.
Вера не смогла отказать другу и через несколько дней решилась зайти в школу. Таня внимательно выслушала ее. Вблизи она оказалась сероглазой женщиной лет сорока, без единой сединки в густых, каштановых волосах. Когда Вера замолчала, ожидая ответа, Татьяна сказала, правильно поставленной речью:
- Большое вам спасибо! Передайте Макару, что я с радостью приняла бы его предложение, но, к сожалению, не могу! - в ее глазах мелькнуло страдание - Милочка никому и никогда не говорила: я ее старшая дочь. Она родила меня очень рано и оставила на воспитание у родной тетки. Потом забрала в город, чтобы я ухаживала за сестрой. Затем бабушка долго лежала. У Сони малышка родилась. Скоро мне исполнится сорок лет. Поздно думать о себе. Перед смертью я бабушке слово дала, что не брошу маму. Она совсем не приспособленная. И сестре, кроме меня некому помочь. Без бабушкиной пенсии тяжело стало. Я вот на работу устроилась - закончила Таня.
Макар ждал Веру на спортивной площадке. Выслушал нерадостный отчет о встрече с Татьяной. Потом улыбнулся и сказал:
- Это для меня испытание верности! Я знаю, что мне делать! В любви надо действовать смело и настойчиво! С этим серьезным делом я должен разобраться сам! Спасибо тебе, мой дорогой друг, Вера! Мы еще повоюем! - он быстро зашагал в сторону входа в школу.
Через два месяца коллектив обмывал торжественное событие - наша Таня вышла замуж за Макара. Без Милочки.