Практикум демиурга – часть IV.
Психологическую, трансформационную, прогностическую или тренинговую игру можно создать совершенно по-разному, в разных стилях, с различными механиками. Но у всех без исключения игр есть общая черта – наличие игрового мира. Игровой мир может быть до предела метафоричен или очень логичен, гротескным или реалистичным, конфликтным или спокойным, простым или сложным. Иногда создаются, особенно в компьютерных, ролевых или в некоторых трансформационных играх очень живые, детально проработанные, вовлекающие миры, в которых по-настоящему можно жить.
Легче, конечно, взять готовый мир или элементы нескольких миров из истории, мифологии, литературы, природы… но ведь построить собственный мир гораздо интереснее и статуснее, не так ли?
Существуют игры, где игровой мир до предела упрощен и схематизирован. Например, шахматы или морской бой. Вы спросите: да какой же игровой мир в шахматах или, допустим, в преферансе? А он там есть. Игровой мир может быть крайне прост, но он есть всегда! Игровой мир – главная метафора каждой игры. Потому что любая игра – это упрощенная метафорическая интерактивная модель какого-то кусочка реальности, которая работает по определённым правилам и законам. Не будет упрощения и условного моделирования – не будет и игры, просто ещё одна часть большой реальности. Мы не сможем понять, где игра, а где нет. Без интерактивности нельзя участвовать в игре. Не будет правил – то же самое, без правил невозможно осмысленно играть. Наконец, метафоричность обеспечивает «ёмкость игры», позволяет вкладывать в игру большие и мощные смыслы. Хорошая игра (даже простейшая карточная или детская!) всегда больше, чем игра.
Поэтому игромир – это та Большая Метафора, которая формирует смыслы, структурирует и задаёт параметры вашей игры. Это главное поле-пространство, где происходит игра, куда входят игроки, чтобы решить психологические задачи, потренироваться, получить новые инсайты и взгляд на жизнь или хотя бы развлечься. Вот почему стоит относиться к созданию своего игрового мира с большой ответственностью. Особенно, если вы строите психологическую, трансформационную или тренинговую игру, участие в которой меняет личность человека.
Вот несколько простейших правил создания сильного игрового мира. Под понятием «сильный игровой мир» я имею в виду игровой мир привлекательный, вовлекающий, оказывающий глубокое влияние на состояние участников, меняющий сознание и, конечно же, соответствующий задачам и целям игры.
Изучите (хотя бы познакомьтесь) с основами режиссерского дела, правил написания сценариев и закономерностей составления литературных сюжетов. Это полезно вообще и поможет творить качественные игровые миры. Засилье скучных, недеятельных и откровенно бессюжетных игр раздражает. Базовое противоречие или основной конфликт, структура повествования, приключения, система смыслов, тип сюжета – далеко не пустые слова для игропрактика.
Создавайте реалистичные, логически непротиворечивые миры. Но о какой реалистичности можно говорить, если игра, к примеру, сказочной или мифологической тематики?! Отвечаю: вот именно в сказочных, фэнтезийных, метафорических или гротескно-аллегорических мирах логичность и реалистичность очень важна! Да, в основе вашего игромира могут лежать некие фантастические или мифологические допущения. Или же это просто будет очень оторванный от обыденной реальности метафорический и условный мир. Но есть очень важное условие для создания качественного фантастического мира. Даже если в вашем игромире действуют фантастические законы, допущения или существа, немыслимые в нашей реальности, то за пределами этих допущений всё остальное должно быть реалистично. Или, по крайней мере, вменяемо и логично. Да, в этом мире могут быть волшебники или джинны. Но у них должны быть вменяемые и логичные мотивы действий, мотивация, убеждения, характеры и типажи. Это увеличит доверие игроков к игре. И, как ни странно, повышает ещё и вовлечённость игрока. Реалистичности вашей игре придадут мелкие, но живые детали – например, бытовые детали или воспоминания из биографий персонажей, аксессуары, юмор, разумность и цельность ситуации.
Вдвойне сказанное выше касается, конечно, обучающих или бизнес-игр. Для них нехватка реалистичности в тех аспектах, которые данная игра моделирует, смерти подобна.
Вообще есть правило игротехника. Для игр «строгих» тематик, ориентированных на результат (например, деловых, стратегических или прогностических) это правило должно выдерживаться более жестко, чем для игр в «мягких» темах (психологических, развлекательных, арт-игр).
Ещё одно важное правило в игропрактике. Помните о том, что игровой мир – это основное средство реализации главного – цели и задач вашей игры.
Пользуйтесь при конструировании игры лестницей игродела, её нужно строить сверху вниз.
Вот эта лестница: Цель и Задачи игры – Игровой Мир – Динамики Игры (Сюжет, Сценарий) – Игровые Механики — Обеспечение, Реквизит и аксессуары игры.
Важно, чтобы в вашем игровом мире можно было запустить интересные, вовлекающие и помогающие достичь целей игры игровые динамики. Чтоб этот мир естественным образом порождал свои сценарии и сюжеты, которые вам будет удобно вести, а игрокам в них будет интересно и полезно играть. Например, в Королевстве можно провести придворный бал, устроить переворот/революцию или провести дипломатические переговоры, в Путешествии по новой планете естественно преодолевать препятствия или собирать ресурсы-артефакты, а на Фабрике что-то создавать, производить.
Бессценарные игры, игры со слабыми, непроработанными сюжетами обычно играются плохо. Сюжеты, разворачивающиеся в вашем игромире, могут быть простыми или сложными, жёстко предопределёнными или абсолютно спонтанными, обыденными или оригинальными. Главное – они должны быть!
Продумайте, какие конфликты и противоречия может породить именно этот игровой мир. Конфликтов в игромире может и не быть. Допустим, игромастер решает создать в мир для игры, цели которой не предусматривают конфликтных ситуаций. А вот некие противоречия в игромире, как и в любом другом мире будут обязательно! Очень хорошо, если разрешение таких противоречий соответствуют тем задачам, для решения которых создаётся игра.
Противоречиями игрового мира и выстроенной на его основе игры могут, к примеру, быть:
— ограниченность ресурсов и соперничество игроков за них;
— намерение достижения игровой цели и сложный, насыщенный препятствиями маршрут к данной цели;
необходимость решения нестандартного или креативного задания при недостаточности данных, конфликтующие вводные и игровые цели участников.
Например, в моей авторской трансформационной игре «Нестандартный Заработок в Кризис» (целью игры является творческая генерация новых источников дохода) главное противоречие – вызовы, с которыми участник сталкивается на каждом последующем шаге игры и ограниченность ресурсов для преодоление этих вызовов. В результате игроку необходимо включать фантазию и смекалку, искать новые варианты, грамотно управлять ресурсами. Выработка таких умений и является практической психологической задачей игры.
Позаботьтесь о том, чтобы мир соответствовал целям вашей игры. На фестивалях и онлайн часто встречаются игротехники, наклепавшие миров, которые никоим образом не подходят под тематику или целевую аудиторию игры. Сложно представить себе штабную корпоративную бизнес-игру, разворачивающуюся в мире Волшебного царства цветов из детской сказки, или игру с Посткатастрофическим миром в психотерапии тяжёлых травматиков. Впрочем, провокационные и нестандартные решения тоже имеют право на жизнь.
Конечно же, надо подумать и о том, захочется ли вашем игрокам именно в этот игровой мир? Игроки или потенциальные игроки могут быть очень разными. Возраст, профессия, социальное положение, место и цель игры… Кто ваша целевая аудитория? Для кого, как игропрактик, вы делаете свою игру? Только вы знаете, где, когда, для достижения каких целей и с кем будете в неё играть. Вот и посмотрите на рождающийся игровой мир с точки зрения своих будущих игроков. Могут прийти очень интересные инсайты.
Самое простое – конструировать игромир для клиенториентированной игры, в которой моделируется ситуация вашего клиента. Либо при стратегическом моделировании. А целью игры является диагностика, психологическая помощь, тренировка, обучение, творческая работа или прогноз. В таком случае игромиром становится просто упрощённая, схематизированная и иногда метафорическая модель ситуации клиента.
В прогностической или диагностической игре игровой мир – естественно, исследуема ситуация. В методе игрового стратегического моделирования игровой мир строится на основе одной или нескольких сильных метафор, максимально отражающих суть и цели игры.
Случается, ученики задают вопрос: если моя будущая игра игра очень абстрактна или минималистична, включает в себя минимум образов и метафор – стоит ли вообще создавать какой-либо игровой мир? Например, игротехник пишет сугубо деловую игру на финансы, или игротренинг для продавцов, чисто коммуникативную либо же интеллектуальную логическую игру. Ну какой в такой игре мир?
Отвечаю: и в этих случаях создавать игромир всё равно стоит. Пусть мир для строго деловой игры будет очень-очень простым, абстрактным и схематичным, без какой бы то ни было детальной проработки – обозначьте его хотя бы в общих чертах. Участникам гораздо легче будет входить, погружаться и удерживаться в игре, где есть хотя бы наметки игрового мира. Особенно это важно для психологических и тренинговых игр, так как создатели трансформационных игр какой-никакой игровой мир всегда делают, без этого никак.
Делайте свой игровой мир живым и уникальным. Придумывайте для него какие-то яркие, живые детали, аксессуары, символы, характеры, поговорки, интересные сюжетные ходы и механики. Особенно важны детали – именно детали и мелочи оживляют игру для участника.
Обращайтесь к вечным сюжетам. Вечные сюжеты, которые из века в век повторялись в великих историях человечества (Сотворение мира, Путешествие за сокровищем, Осажденная крепость, Чужой среди своих и другие) несут в себе огромный эмоциональный заряд и наполнят вашу игру большой глубиной и силой.
Если игровой мир – это прежде всего общая метафора, решающая задачу вашей игры (особенно если игра трансформационная), то всю игру следует строить исходя из этой метафоры. На её основу, как детальки детской пирамидки, нанизывайте «младшие» метафоры, метафоры более низшего порядка. Продумайте, какие вам понадобятся метафоры для достижения целей вашей игры. Исходя из этих метафор, закономерно достраивайте уже все остальное. Лучше и легче идти от целого к частному. Сделали «скелет» игры в виде одной или нескольких сильных метафор – затем наращивайте на этот скелет всё остальное. Достраивайте игру, заполняйте пустоты деталями. Игровой метафорой может быть сама структура мира (например, Биржа Желаний или путешествие к Источнику Здоровья, или поиски Оракула, знающего ответ на ваш вопрос). Либо какие-то отдельные элементы и части структуры вашего игромира.
Берите интересные и важные вещи для своего игрового мира из истории, мифологии, глубинной и трансперсональной психологии, фундаментальных наук. Там тоже много всего интересного.
Все элементы игромира, как основные, так и мелочи, должны соответствовать друг другу, закономерно состыковываться друг с другом и главное – соответствовать и служить задачам и целям игры. Причём все это должно работать как единая структура, как целое. «С бору по сосенке» тут не работает. Поэтому игромастер должен хорошо протестировать и оценить целостность, совместимость и гармоничное взаимодействие частей своего мира. Иначе игра будет просто идти вразнос.
Кстати, хороший и качественно проработанный игромир можно использовать в создании сразу нескольких игр или линейки игр, а ещё в тренинге, психологических погружениях, творчестве и много где ещё. Поэтому искусство миростроения вообще вещь полезная.
Используйте архетипы. Архетипические образы и персонажи хорошо исследованы и описаны психологами. Это мощные и заряженные персонажи, символы, знаки, через которые личность взаимодействует с Большими структурами, целостным и ноосферой. Архетипические образы Королей, Мастеров и Мудрецов, общечеловеческие символы Треугольников и Лабиринтов, Крестов и Ожерелий на игровых полях, архетипические животные, артефакты – все это может очень здорово усилить вашу игру. Если применено к месту и вовремя. Другое дело, что архетипического в играх не должно быть слишком много. Сегодня встречаются игры, до предела напичканные различными психологическими, культурными, духовными образами. Здесь важно соблюдать меру, гармонию и сочетаемость. Игра, «под завязку» забитая символами и образами различных традиций, идеологий и мировоззренческих систем, причем часто плохо совместимых друг с другом часто производит неприятное впечатление. Да и психологический эффект от такой игры снижается.
Можно ли создавать игровые миры, полностью построенные на символике, языке, образах той или иной традиции, религии, идеологической или духовной системы? Ну, к примеру, православия или буддизма, соционики или бхакти-йоги? Можно, конечно. Однако качественно играть в такую игру смогут только сторонники и последователи этой системы. Если вы рассчитываете именно на такой эффект – вперёд. Будет специализированная игра в узкой целевой нише, чем плохо? А вот людям, далёким от данной системы, использовать подобную игру в качестве трансформационной. Хотя могут применить игру в качестве психологического туризма для знакомства с иными убеждениями, другой картиной мира.
Важно сделать свой игровой мир таким, что бы в нём хотелось пожить. Или, как минимум, съездить туда путешествовать. Наполните собственную игру захватывающими вызовами, увлекательными приключениями, ресурсами, на которых можно строить и развивать собственные проекты. Пусть в вашем игровом мире будет то, что ценно, значимо, интересно, привлекательно, страшно для ваших игроков. Я всегда говорю своим ученикам – делайте свои игры такими, что бы каждая ваша игра была для участников мини-жизнью. Со всем, что есть в настоящей жизни – с радостями, успехами, бедами. И тогда люди будут приходить в игру как в метафорический, управляемый кусочек жизни – для того, чтобы поменять или улучшить свою реальную жизнь.
Если вы делаете сугубо развлекательную игру, всё становится ещё проще. Используйте психологические практики присоединения, вовлечения и усиления интереса участников, техники сценарного и режиссёрского мастерства, правила и приёмы создания увлекательных литературных сценариев и сюжетов. Все это отлично работает в играх, поскольку игра является своего рода синтетическим искусством: вершиной, объединяющей несколько искусств. Хорошо сделанная игра – это и «живая» книга, и интерактивный театр, и миф, в который можно погрузиться, не покидая реальности.
Итак, несколько главных правил, позволяющих создать сильный, живой и увлекательный мир для ваших игроков:
– соответствие мира цели и задачам вашей игры;
– целостность;
– разумность и вменяемость мира;
– баланс, гармоничное и логичное сочетание отдельных частей игромира;
–помним о правиле игровой лестницы;
– продуманная система противоречий, а при необходимости — и конфликтов;
– реалистичность за исключением необходимых игровых допущений;
– привязка к источникам психологической силы – архетипам, базовым программам человека, Большим Сюжетам, истории, мифологии, природе;
– мир должен заинтересовывать, вовлекать, вдохновлять;
– способность порождать качественные игровые сценарии и сюжеты;
– живость, заряженность, наполненность энергией;
– мир должен быть приятен и приемлем вашим игрокам.
Кто хочет узнать больше и создавать сильные, интересные игры с качественными и привлекательными мирами – добро пожаловать в нашу онлайн-обучающую программу по игропрактике. А тему строительства игрового мира продолжим в следующих публикациях.
Павел Волошин, игропрактик с 12-летним стажем, автор трансформационных и прогностических игр, психолог, персональный стратегический консультант.
https://pavelvoloshin.com/kak-sozdat-silnyj-igrovoj-mir-sovety-igropraktiku/