Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Он отправил на века в полет журавлей

За свою более 30-летнюю службу в рядах Вооруженных Сил нашей Родины в силу; специфики служебной деятельности в ней мне приходилось встречаться со многими деятелями литературы и искусства, писателями, поэтами, композиторами. Организовывать встречи с ними армейской молодежи.

Я служил в то время в Латвии в г. Лиепая, где стояла наша 51-ая гвардейская стрелковая дивизия. Служил я в политотделе дивизии старшим инструктором по культурно-массовой работе. Я счастлив тем, что встречался на литературных вечерах вместе с армейской молодежью с писателями Л. Леоновым, Ананьевым, поэтами М.В. Исаковским, К.М.; Симоновым, Э. Долматовским, писателем В. Пикулем, композиторами Александровым, Я. Френкелем и другими видными деятелями культуры. Армия жила большой духовной жизнью. К нам в дома офицеров и солдатские клубы, даже в самые отдаленные точки, знойные степи Казахстана, в Германию после войны, приезжали артисты, творческие армейские коллективы, писатели и поэты, армейские спортсмены. Связь с ними была неразрывна.

Хочется рассказать о композиторе, который готовился стать офицером, но им не стал, а отправил в вечный полет журавлей. Он обессмертил бы свое имя, написав только одну песню «Журавли». Но им созданы еще и «Русское поле», «Текстильный городок», «Калина красная», «Как тебе служится?», «Я спешу, извините меня» и десятки других песен, вошедших в антологию советской эстрады. Его имя стоит в титрах почти 60 фильмов, в одном из которых («Неуловимые мстители») он сам предстал на экране в эпизодической роли скрипача.

Он был руководителем ряда джазовых оркестров и ансамблей, создателем многих симфонических произведений, талантливым аранжировщиком и, наконец, человеком редкого обаяния и глубокого интеллекта. Он написал музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам.

И читатель с первой строки наверняка понял, что речь идет о композиторе Яне Френкеле. Да о нем. Ян Абрамович родился в Киеве в 1920 году. С ним я встретился в г. Риге в окружном Доме офицеров на сборах офицеров-культпросветработников Прибалтийского Военного Округа.

Великолепный зал был переполнен. В нем находились не только участники сбора: начальники гарнизонных Домов офицеров и клубов, библиотек, но руководство округа – командующие округом в то время был дважды Герой Советского Союза генерала армии Павел Иванович Батов. С октября 1942 года до конца войны командовал 65 армией. После войны – командующий прибалтийским Военным Округом. С 1962 по 1965 годы был начальником Штаба Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского договора. Он хорошо знал Башкирию ибо был депутатом Верховного Совета СССР в 1954-1966 гг. от БАССР. Ветераны-педагоги Чишминской средней школы № 1 тепло вспоминают встречу с ним в стенах школы, как и запомнившийся факт преподнесения генералу трехлитровой банки липового меда. Он ее с удовольствием принял. Боевые заслуги боевого генерала были высоко отмечены Родиной. Бронзовый бюст ему установлен в г. Рыбинске. Награжден 8 орденами Ленина, орденом октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени и многими другими боевыми наградами.

Но высокие звезды генеральских погон затмил во всем высоченный, почти двухметрового роста композитор с волнистой шевелюрой как смоль черных волос Ян Френкель. В жизни я не видел такого красивого мужчины как он. Все в нем было крупным: крупная голова, крупные черты лица. Про таких в народе говорят: кровь с молоком. Косая сажень в плечах. Он всем своим видом излучал благородство, был строен, красив.

Слушали его офицеры с затаенным вниманием.

Ян Френкель
Ян Френкель

Его полное имя – Ян – Томпа. И такую приставку к имени сына киевский парикмахер Абрам Френкель дал в память о своем эстонском друге, которого так и звали – Томпа. Впрочем, отец будущего композитора еще и увлекался игрой на скрипке, став для четырехлетнего Яна первым учителем музыки. А через пять лет известный педагог Яков Магазинер, услышав игру мальчика, «протолкнул» его сразу в третий класс музыкальной школы. Далее скрипичное отделение Киевской консерватории, где преподавателем Френкеля был выдающийся украинский композитор Борис Лятошинский, выпуск и ... Оренбургское зенитное училище, поскольку на календаре был июнь 1941 года. Именно в стенах училища курсант Френкель написал свою первую песню - «Шел пилот по переулку». Свою вторую песню («Дальняя песенка») он написал через 16 лет, уже будучи главой семейства, переехавшего в Москву и на долгие годы поселившегося в одной из комнатушек коммуналки. Страсть к музыке перечеркнула офицерскую карьеру. Да может и к лучшему.

«С ним невозможно было ходить, - вспоминал потом поэт Константин Ваншенкин. Его повсюду узнавали, с ним здоровались абсолютно все. И дело, конечно же, не в почти двухметровом росте Френкеля, а в его редкой общительности, простоте и огромном таланте. Бывало, я передаю ему текст песни, а уже через час он звонит, чтобы напеть в трубку готовую мелодию. Его нельзя было не любить».

И в этой связи эпизод, о котором вспоминает еще соавтор композитора - поэт Игорь Шаферан: «Мы приехали выступать в один далекий поселок». Люди уже собрались в зале, и тут выяснилось, что в этом клубе нет пианино. В конце концов, кто-то вспомнил, что у одного из жителей поселка этот инструмент есть. Мужчины - за ним, но затем обнаружилось, что пианино не проходит через узкую дверь клуба. В результате, несмотря на протесты Френкеля, была разобрана часть бревенчатой стены, и инструмент оказался на сцене: так люди хотели слушать своего любимца и, заметим, аранжировщика гимна Советского Союза».

Фактически соавтором Гимна стал в начале 70-х, когда был объявлен конкурс на лучшую новую музыкальную редакцию главной мелодии страны. В комиссию, возглавляемую Дмитрием Шостаковичем и Георгием Свиридовым, были представлены десятки вариантов, созданных ведущими советскими композиторами. Лучшим был признан вариант Яна Френкеля.

А свою самую знаменитую песню «Журавли» он написал в 1969 году. Причем ее первое исполнение состоялось в редакции «Комсомольской правды», где собрались многие военачальники. Когда прозвучала последняя нота, к Яну Френкелю и певцу Марку Бернесу подошел маршал Конев, чтобы обнять их и сказать: «Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать».

Однако вскоре произошло кажущееся невероятным: эта песня чуть ли не попала в число запрещенных. Дело в том, что едва «Журавли» начали свой «полет» над страной, как в Политбюро ЦК КПСС поступило письмо коммунистов-атеистов, потребовавших запрета, поскольку верующие считают эту песню ... молитвой, а потому исполняют ее в церквях и мечетях. Судьбу песни решила резолюция Леонида Брежнева: «Исполнять можно, но нечасто». Надо ли говорить, что и сам Леонид Ильич хорошо понимал тогда, что это указание из невыполняемых.

Да, «Журавли» стали фактически второй песней в СССР поле гимна, но из тысяч ее исполнений, конечно же, особо следует выделить два. Первое стало выполнением завещания Марка Бернеса, который просил проводить его в последний путь под звуки не траурного марша, а именно этого творения Яна Френкеля и поэта Расула Гамзатова. Второе такое исполнение датировано 25 августа 1989 года, когда не только Москва, но и вся страна прощалась с Френкелем. Причем умер он не в столице, как гласят музыкальные справочники, а в Риге, лишь в конце жизни получив звание «Народный артист СССР»... Такие люди, как композитор Ян Френкель, остаются в памяти навсегда.

Автор: гвардии полковник в отставке Борис Ямщиков

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!