В середине позапрошлого века дворовое место на улице Дворянской с нынешним адресом Куйбышева, 87 принадлежало самарскому мещанину И.Т. Хренову. По сведениям налоговых ведомостей, к 1858-му году владелец отстроил на усадьбе двухэтажный каменный жилой флигель, а шесть лет спустя его наследники продали участок с недвижимостью купцу В.А. Калачеву.
Новый собственник сделал к имеющемуся дому протяженный пристрой вглубь двора, первый этаж «уличной» части приспособил под торговую лавку. Почти полвека семья Калачевых проживала, торговала и сдавала внаем помещения на главной городской улице, а в 1910-м году усадьбу выкупило известное в городе семейство Неклютиных.
Главой клана к этому времени была уже овдовевшая супруга бывшего городского головы Н.Г. Неклютина Анастасия Матвеевна Неклютина – урожденная Шихобалова – вошедшая в историю Самары как «шикарная женщина с шикарными увлечениями». Увлечений у шикарной женщины - матери семерых детей и успешной бизнес-леди - как известно, было три: во-первых, разведение на собственном конезаводе рысистых пород лошадей , побеждавших во всех скачках на ипподроме. Во-вторых - хлебопекарный завод во дворе собственной усадьбы по ул Венцека, ставший второй в империи механизированной хлебопекарней. Хрустящие булочки-«неклютинки» любил весь город, а на заводе, кстати, до ареста успел потрудиться табельщиком Валериан Куйбышев.
Третьим – и тоже же прибыльным - увлечением Анастасии Матвеевны были разнообразные инженерно-технические новинки и автомобили. Неклютина, будучи уже в годах, стала первой самарской автоледи и разъезжала по городу, эпатируя обывателей. Ездила, видимо, аккуратно – упоминаний о происшествиях с пострадавшими собаками и курами с участием ее автомобиля нет.
Усадьбу на Дворянской А.М. Неклютина приобрела как раз для реализации технического и автомобильного «увлечения». Собственницей особняка значилась невестка – жена второго сына Неклютиной Ивана Елизавета Аркадьевна. Флигель с лавкой и дворовым пристроем был полностью реконструирован в царящем в 1910-е стиле рационального модерна.
Оштукатуренный и окрашенный в цвет охры с выделением белым цветом деталей главный фасад приобрел асимметричную композицию с неглубоким выступом-ризалитом в правой части. В ризалите расположены вход в помещения второго этажа и прямоугольная проездная арка во двор. В уровне пониженного этажа над аркой размещены три небольших окошка, над ними во втором этаже – характерные для «модерна» узкие одностворчатые проемы в виде трифория, где боковые окна фланкируют такой же узкий двустворчатый дверной проем, раскрывающийся на балкон «граненого» очертания.
Вертикальный силуэт проемов подчеркнут надоконными нишами, с четкой геометрией контрастирует пластичный объем балкона, опирающегося на высокие кронштейны, переходящие в плоскость ограждения. В левой части в уровне первого этажа раскрыты широкие окна-витрины высотой в этаж, между ними «вставлен» неширокий проем парадного входа в помещение хозяйской электротехнической конторы.
Прямоугольные окна второго этажа оформлены узкими надоконными нишами, левый угол здания фланкирован широкой гладкой пилястрой с раскреповкой венчающего карниза. Венчала фасад прямая парапетная стенка над ризалитом и парапетный столбик с левой стороны.
В 1912-м году в обновленном особняке открылась, как сообщали справочники, электротехническая контора «Гараж» А.М. Неклютиной - вдовы купца первой гильдии, городского головы и почетного гражданина Самары Николая Гавриловича Неклютина. На складе конторы имелось абсолютно все необходимое для приобщения к новейшим благам цивилизации - электрификации помещений, прокладки водопровода, отопления, канализации и вентиляции. Через год Анастасия Матвеевна открыла здесь же салон по продаже автомобилей «Форд» и запчастей к ним. Правда, поставка авто оказалась единственной коммерческой неудачей Неклютиной – дело подкосили начавшаяся Первая Мировая и конкуренция с братьями Клодт.
В это же время в сложное положение поставил семью их дальний родственник Петр Поляков – купец, владелец автосалона по продаже французских автомобилей «Берлие» и «Даррак», будущий командор самарского яхт-клуба, человек деятельный, азартный и склонный к финансовым авантюрам.
По воспоминаниям Константина Неклютина, «В 1913 году Поляков, взяв большой кредит в банке под имя Неклютиных, вложил деньги в какое-то предприятие на Севере. Но не смог выполнить обязательства перед банками и скрылся. Прейдя к Петру Николаевичу за разъяснениями, нас встретил его управляющий, который заявил, что Полякова нет, денег нет и не предвидится, и сам же посоветовал нам взять его дело под свой контроль, и на этом покончить. За кредит начал расплачиваться брат мой Виктор. Брат Владимир, который вел все дела семьи, впал в депрессию, пытался залить свое горе и был трезв только по утрам. Долг быстро рос. Возглавить дело пришлось мне.
Так я стал управляющим электротехнической конторы Неклютиных и Полякова, заведовал установкой электрики и сантехники, торговал и автомобилями. Управляющего фирмы Полякова я взял к себе на работу»
Думается, Неклютины преодолели бы полосу финансовых неудач – но тут грянула революция. Все имущество, включая особняк и контору на Дворянской, было национализировано, а большая семья оказалась разбросанной по разным городам и странам. Младшему из сыновей – Константину – входившему в правительство Колчака, пришлось эмигрировать в США, где он сумел сделать блестящую инженерную карьеру, а так же написать мемуары о своей семье.
Как сложилась после революции дальнейшая судьба одной из самых блестящих жительниц Самары, неизвестно. В здании бывшей электротехнической конторы с декабря 1918-го по май 1919-го располагался первый в Самаре Комсомольский клуб, позже – различные организации и магазины. В 2015-м году особняк отреставрировали за счет средств Фонда капремонта