К вопросу о мировой тенденции падении компетентности и качества управления. В данном случае - на Западе. Вот краткая выдержка из статьи на "Хабре".
+++++++++++++++++
У идеи вертикального земледелия было всё, чтобы привлечь современный венчурный капитал. Новая технология, использующая роботов, дроны и искусственный интеллект. Обещания огромной экономии воды и отсутствие необходимости в нормальной почве (так что, очевидно, это наше будущее на Марсе или просто на неплодородной Земле). Плюс — продовольственная безопасность для всех стран и защита окружающей среды. А еще, конечно же, миллионные прибыли, поскольку люди, живущие в пустынях или засушливых регионах (а их 2,1 млрд), заплатят любые деньги за салат или капусту прямо с грядки, не правда ли?
Всё это звучало прекрасно. И за предыдущие пять лет инвесторы вложили в такие стартапы «вертикального земледелия» миллиарды долларов. Эти стартапы заключали соглашения с Nokia, IKEA, Amazon и Microsoft, фондами Дубая и Абу-Даби. Некоторые стали единорогами, их оценки поднялись в стратосферу. Но сейчас эта новая отрасль столкнулась с суровой реальностью. Финансирование иссякает, прибыли почему-то всё нет, а кредиторы уже рядом и скрежещут зубами.
Вы, может быть, и не слышали о таких фермах-стартапах, а их на самом деле десятки. Одни, вроде Crop One Holdings в Дубае или Oasis Biotech из Лас-Вегаса, поставляют свежие зелень и салаты в пятизвездочные рестораны, которым негде больше получить свежую растительность в нужном количестве в условиях засушливого климата. GoodLeaf развивается в Канаде, и недавно получила $78 млн на развитие.
Но самой известной и крупной в мире компанией, занимающейся вертикальными фермами с ИИ, является AeroFarms. Она производит около 200 видов растений в ускоренном режиме, и имеет контракты с фондами из Саудовской Аравии, США, Австралии и даже фирмами из Швеции и Норвегии.
Система AeroFarms работает по принципу аэропоники: корни растений не погружают в почву, а выводят вниз через отверстия в поддоне. Их регулярно опрыскивают специальным аэрозолем — так растения получают необходимые питательные вещества. Этот подход экономит 95% воды.
Солнечного света тут нет, только светодиодный. Причем его интенсивность и цвет очень внимательно меняются машиной по мере роста растений. Вокруг непрерывно вращаются вентиляторы. Фермеры очень медленно бродят мимо грядок в защитных костюмах, резиновых перчатках и сетках для волос. Всё выглядит так, будто здесь лаборатория по борьбе с вирусами, или они как минимум изучают существа с другой планеты.
Более вкусная и технологичная еда, которая производится прямо рядом с тобой — разве что-то может пойти не так?
Тем временем AeroFarms две недели назад стала последним, самым громким примером банкротства «умных» вертикальных ферм. Они подали заявление после того, как строительство нового крупного здания для их грядок в Вирджинии, по их словам, истощило все их финансы. Это несмотря на то, что ещё в феврале этого года компания заключила многомиллионный контракт на постройку новой фермы в Абу-Даби. Видимо, эти деньги тоже уже истощились.
Проблема везде, по сути, одна: компании тратят намного больше, чем они производят. Низкая цена на с/х продукцию — и высокая на R&D. Плюс оплата труда многих специалистов: фермеров, разработчиков и специалистов по данных. И необходимость создавать для всех своих ферм «искусственное Солнце» из сотен тысяч светодиодов. В результате, по разным оценкам, производство салата у разных «вертикальных» фирм стоило от $100 до $500 за килограмм. А продавать они его вынуждены были по плюс-минус обычной цене, около $5. Потери на каждом килограмме получались огромными.
В 2020-м и 2021-м все расходы компенсировались огромными вливаниями капитала. Разгоряченная «скинутыми с вертолёта» ковидными деньгами экономика развитых стран искала любые способы вложения денег — хоть акции, хоть криптовалюты, хоть стартапы с вертикальными фермами. Всё это быстро получало финансовые вливания, независимо от своей реальной ценности и перспектив. Сейчас все эти компании, от AppHarvest до Tesla, вынуждены возвращаться с небес на землю.
По словам директора AeroFarms, ранее инвесторы рассматривали вертикальные фермы как «безграничный рубеж инноваций» и «будущее сельского хозяйства». А теперь они приходят и говорят — «покажите мне прибыльный бизнес, какие у вас доходы?». Их больше интересуют не передовые стартапы, а старые добрые предприятия, которые собираются получать прибыль.
Но, как оказалось, покупателю на деле не так уж важно, что находится в его салате.