Такого никогда и нигде еще не было. Агитационный фарфор - яркая вспышка в искусстве керамики и малых пластичных форм. Это был настоящий феномен в искусстве нашей страны, не имеющий аналогов во всем мире. Даже сегодня это явление не имеет даже близкого по форме и по содержанию повторения. Это, конечно, находит отражение и в ценах на такие редкие сохранившиеся произведения искусства и настоящие артефакты нашей истории.
Нужно сказать, что до 17 года двадцатого века русский фарфор на международном уровне ценился все меньше и меньше. Виной тому отсутствие конкуренции внутри страны. Да и законодатель моды был один - императорская семья с довольно консервативным вкусом. Зачем развиваться и создавать новое, когда имеется гарантированный заказчик на классические академические, проверенные временем изделия. Это были бесконечные повторения и реплики популярных изделий. Зачем осуществлять художественные поиски нового смысла, новых орнаментов, новых форм фарфора, новых технологий? Так поступал и законодатель фарфоровой моды того времени - Императорский фарфоровый завод. Настоящий провал ждал российский фарфор на всемирной выставке в Париже в 1900 году - копии западных форм, стилей и идей не были оценены.
Нет, талантов на Руси было не мало, но все попытки прорваться в серийные изделия и выйти из кустарного производства художникам, скульпторам не удавалось. В это трудно поверить, но в 1917-18 годах молодая советская власть стала экспериментировать и в производстве фарфора. На основе Императорского завода родилось новое предприятие- Государственный фарфоровый завод, и полностью поменялся ассортимент продукции. Завод получал огромную финансовую поддержку. Менять быт людей, быть функциональным и нести агитационную нагрузку должен был и фарфор.
Ежедневно люди пользовались посудой, любовались статуэтками, видели огромные керамические изделия в общественных пространствах. Поначалу агитационными становились классические формы - на складах было много еще не расписанной классической посуды. Затем поменялись и формы.
Огромную роль в реализации планов Советской власти сыграл художественный руководитель Государственного фарфорового завода С. В. Чехонин. К моменту назначения он был уже очень известным книжным графиком, иллюстратором, крупным специалистом по керамике. Он был учеником Ильи Репина. Самыми первыми специальными заказами стали бюсты героев Революции. В серийное производство попали партии посуды для предприятий общественного питания. Самой большой серией стала «Компрод» - ранний образец массового советского фарфора. В посуде появилась плакатная выразительность, яркость, эмоциональность.
Знаменитая серия посуды "РСФСР" стала рождаться в виде эскизов в 1918 году, но массовое производство ее начнется после 1922 года. Не менее знаменитые и очень ценные сегодня серии «Пролетарии всех стран — соединяйтесь!», «Борьба родит героев!», «Кто не работает, тот не ест!», «Ум не терпит неволи!» также появились в это время. Революционная эпоха рождала множество ёмких и колоритных девизов. В этих оригинальных изделиях шрифты выполняли функцию орнамента, становились самодостаточным элементом, контрасты при этом были сдержанными, и даже самые яркие цвета казались полупрозрачными.
Самое известное произведение тех времен — керамическая фигурка «Красногвардеец». Его создал В.В. Кузнецов. Так началось возрождение малой фарфоровой пластики, рождавшей настоящие шедевры, которые производят огромное впечатление и сегодня. Эти небольшие скульптуры становились не объектами любования, а свидетелями происходящих перемен, отражением нового образа жизни.
С 1919 года в серийное производство поступили фигурки "Партизан в походе", "Матрос со знаменем", "Работница, говорящая речь", "Милиционерка" и многие другие. Тиражи были небольшие, обычно не более пятисот экземпляров, поэтому эти небольшие произведения искусства с ручной росписью сразу отправлялись на международные выставки. Они не были доступны обычным людям. Даже тем же красногвардейцам, которые любовались в витринах керамическими фигурками в свою честь....
Художница Елена Данько, сестра известного скульптора и художницы Натальи Данько, создавшей "Партизана в походе", "Матроса со знаменем", "Работницу, говорящую речь" вспоминала Петроград тех лет с разрушенными мостовыми, холодный, темный, со следами пуль и разбитыми стеклами и роскошную витрину на проспекте 25 Октября. В ней на огромных блестящих блюдах сияли красные звезды, золотые серп и молот, фантастические цветы, сплетающиеся в вензель "РСФСР" и рядом - маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны... В витрине на блюде была надпись в венке из цветов: «Мы превратим мир в цветущий сад». Но пока сады расцветали на керамике, а проходящие мимо витрин рабочие и крестьяне, обычные пролетарии, могли лишь любоваться изделиями новой эпохи, а уходили они в основном зарубежным коллекционерам...
В 1920-е годы Государственный фарфоровый завод начал сотрудничать с самыми известными художниками-авангардистами того времени. Казимир Малевич, Владимир Татлин, Василий Кандинский участвовали в создании агитационного фарфора. Особой популярностью у покупателей пользовался чайный сервиз в дизайне Василия Кандинского. Эта серия многократно заказывалась Наркомвнешторгом.
Коллекционеры знали, что время этой эпохи быстротечно и гонялись за каждым новым экземпляром по всему миру. После экспонирования на выставках в Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции предметы уже не возвращались в страну - они быстро распродавались на аукционах, превратившись в значимую статью доходов для страны.
С 1922 года огромным успехом пользовались изделия с изображением В. Ленина. Со временем эта "Лениниана" стала отдельным направлением работы фарфорового завода, свои варианты Ленина создали все ведущие художники.
Успех был грандиозным. В 1925 году советский фарфор на Всемирной выставке фарфора в Париже получил все высшие награды и золотую медаль, об успехе написали на первых полосах все крупные издания.
Дулёвское, Дмитровское, Волховское и Конаковское производства работали с некоторым провинциальным колоритом и создавали партии небольшими тиражами, от этого сегодня их коллекционная привлекательность ничуть не ниже известных произведений Государственного фарфорового завода.
Времена меняются, мода переменчива. Кто бы знал, что эти наивные, немного простоватые, но переполненные революционными смыслами работы, так сегодня будут цениться. Небольшие тиражи, уникальность ручной работы, хрупкость фарфоровых предметов, и прошедшие более ста лет донесли до нас лишь небольшую долю этих предметов. Они сегодня стали истинным украшением лучших музейных коллекций. Они являются настоящими артефактами уникального периода в истории, а значит, неповторимы. Настоящие свидетели той эпохи, тех взглядов и надежд на светлое будущее...
Спасибо, что дочитали до конца эту статью, надеюсь, Вам было очень интересно. Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс.