Это была прекрасная прогулка по Павловскому парку. Мы доехали до Павловска на обычной электричке за копейки и оказались у входа в парк. Всего 100 рублей списались с карты на одного в автомате, билет со штрих-кодом, и, вуаля, мы в парке. Да, идти придется долго. Если у кого-то есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и Ваша цель - дворец, лучше вызвать такси к вокзалу и доехать до администрации дворца, а это здание прямо рядом с дворцом. Так будет удобнее. Но у нас цель - погулять по парку и посетить Розовый павильон.
Сначала мы, шурша влажным гравием, идем по широкой аллее окруженной вековыми елями и соснами.
Лес постепенно становится реже, все чаще встречаются лужайки, березки. Проходите мимо Пиль-башни (о ней я уже писал интересную историю) по мосту с прудами, покрытыми кувшинками с желтыми цветами. Дальше - три пруда, заросших ряской. И, вот слева появится он. Красивый, залитый светом, Розовый павильон.
Он как розовый бриллиант засияет среди первозданной природы... Но тут первое разочарование. Розовый павильон далеко не розовый! Он серо-желтый.
На территорию, где располагается павильон и, что немаловажно в походе по лесу, туалет м/ж, вход платный... Тоже 100 рублей. В, общем, почти все по 100...
Автомат, билет, мужчина в садовом костюме - контролер.
Хотя, потом нашел информацию, что на территорию розария можно зайти бесплатно, оплачивается лишь вход в сам павильон.
Надеяться на то, что павильон будет утопать в розах не стоит. Их здесь не много, но все очень красивые.
Итак, нам повезло, павильон открыт! Все попытки сюда попасть были раньше не очень успешными: павильон все время был закрыт.
Прежде, чем показать Вам красоту внутри, расскажу историю этого павильона. Территория, на которой расположен павильон, в 1797 г. был подарен императрицей Марией Федоровной князю, тайному советнику, генерал-прокурору Алексею Борисовичу Куракину. Тот построил здесь деревянный с портиками загородный дом. В 1806 г он был продан военному губернатору города Павловска, Петру Ивановичу Багратиону. Он возглавлял службу охраны императорской семьи в Павловске. В 1810 г. Багратион был направлен в действующую армию. Перед уходом он распорядился о продаже дома и участка.
В 1811 г. участок вместе с домом вернулся в собственность императрицы Марии Федоровны. Но память о бывшем владельце еще долго сохранялась, его так и называли «дача Багратиона». Новый большой дом ей не нужен был и она распорядилась создать в этом месте царство роз. Вокруг были высажены розовые кусты, а сам дом переделан в садовый павильон. Так он и стал называться - Розовым, и в 1812 г. на фронтоне главного фасада сооружения появилась вызолоченная надпись на французском языке «Pavillon des roses».
Началась война с французами. После победы, когда 27 июля 1814 г. Павловск встречал Александра I и русскую гвардию, к Розовому павильону спешно был пристроен танцевальный зал. Строительство танцевального зала было поручено великому архитектору, во многом переопределившего современный классический облик центра Санкт-Петербурга, Карлу Ивановичу (или Карлу ди Джованни) Росси. Буквально за 17 (семнадцать!) дней этот танцевальный зал был отстроен.
В таком виде павильон дожил до Великой отечественной войны. К сожалению, как и многие сооружения в Павловске, павильон был разрушен, его остатки сгорели.
Заново павильон начали строить в конце 1970-х гг. под руководством Леонида Александровича Любимова и закончили лишь в 1996 г. по проекту С.В. Поповой-Гунис и Д.А. Бутырина. На этот раз здание возвели в кирпиче, обшив досками. Он уже был построен, но предстояла большая подготовительная работа — надо было сделать эскизы, картоны, эталоны… Было достаточное количество фотодокументов для осуществления реставрации, что бывает не часто. Акварель Танцевального зала Розового Павильона нашли в Третьяковской галерее. Работа длилась семь лет.
Тогда директором музея-заповедника в Павловске был Юрий Витальевич Мудров. Монохромная живопись под золоченую бронзу, так называемая «арматура», от латинского — вооружение, (композиции, составленные из доспехов и оружия) написана по штукатурке клеевыми красками, а полихромная- цветочные венки, гирлянды — на бязи, которая клеилась на плафон и фриз. Причем так и было сделано художником Дж. Б. Скотти изначально. Затем следовала бликовка золотом, создавая объем и особую нарядность всей живописи. Посмотрите чуть дальше на фотографиях росписи потолка, очень красиво! Теперь залы блистают в своем великолепии. Конечно, не хватает мебели, живописи. Но то, что восстановлено очень впечатляет.
Первая часть павильона представляет собою внутреннюю ротонду и окаймляющую ее П-образную галерею, представляющую собою музей, посвященный победе над французами.
Проходя первые комнаты очень неожиданно попадаешь в большой зал павильона, так называемый Танцевальный зал. Таких размеров можно ожидать от какого-то большого дворца, но никак не от садового павильона. При входе в него от неожиданности можно упасть. Он просто поражает великолепной отделке и размерам этого помещения, а это около 400 квадратных метров.
Отдельной историей в павильоне стало выполнение 20 цветочных гирлянд, которые крепятся к плафону и окружают центральную люстру, создавая, таким образом, что-то вроде цветочной корзины. Это очень интересное и необычное решение. Гирлянды сделаны из шелка и бязи, в среднем длина каждой гирлянды от пяти до семи метров. Для того чтобы их изготовить, потребовалось сделать 2,5 тысячи роз.
Когда-то из окон павильона открывался вид на специально отстроенные декорации русской деревни. Поэтому, так называемые "потемкинские деревни", надо называть "александровские", ведь распорядился их построить Александр 1й.
Не так давно из окон павильона можно было видеть пасущихся в загоне овечек, но, говорят, из-за недостатка финансирования от них пришлось избавиться.... По крайней мере, на момент моего посещения не осталось даже заборчика. Это при том, что сам павильон можно взять в аренду для какого-нибудь события. А вы не знали?
Надеюсь, Вам понравилась эта статья. А каково Ваше мнение, по поводу увиденного? Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком. До встречи.