Не так давно я рассказывала о первых двух книгах официальной новеллизации по мотивам игры Minecraft. Сегодня продолжу обзор книг серии: поговорим о повести Кэтрин М. Валенте "Край".
Чтобы в должной мере оценить изящество идеи Валенте, нужно немного знать, как устроен Minecraft. Мир игры необычен тем, что существа и объекты в нём лишены истории, они просто есть (сейчас, конечно, поклонники игры на меня обидятся, но это так, большинство сюжетных линий придумано фандомом игры, а не заданы игроку). Например, в лесу можно найти огромный особняк, заселённый зомби, пауками, заставленный сундуками и книжными полками. Откуда он там появился, кто его построил? Да непонятно! И взаимодействовать с особняком можно как угодно, хочешь - живи в нем, хочешь - сожги его, а хочешь - перестрой по-своему. При этом в игре есть множество алгоритмов, которые буквально передаются от игрока к игроку, как народная мудрость.
Например, игрок может перемещаться между мирами, и один из них - мир Края. Как попасть в Край? О! Без опытного игрока (то есть моего сына) я бы никогда в жизни не разобралась.
- Сначала надо найти алмазы и сделать алмазную кирку.
- Выкопать этой киркой обсидиан и построить портал в нижний мир.
- В нижнем мире нужно найти крепость.
- В крепости ищем места, где появляются ифриты. С них выпадают стержни ифрита.
- Потом нужно собрать 12 или больше жемчужин эндера, который падает с эндерменов или продается у пиглинов в нижнем мире.
- Из стержней ифрита игрок делает огненный порошок и совмещает его с эндер-жемчугом. Так получается Око края, таких потребуется несколько штук.
- Игрок подбрасывает Око края и идёт вслед за ним, пока не приходит к крепости. Крепость кстати нужно раскопать.
- Найдя крепость нужно отыскать портал внутри крепости. В этот портал мы кладем Око края.
- Ура, мы попали в Край!
В Крае живёт Дракон, а после его убийства открывается выход в город с летающими кораблями, странными деревьями, странниками Края, шалкерами и необычными домами. Откуда там все это взялось, никто не знает. Кто такие шалкеры и зачем нужны странники - непонятно. Все, что игрок о них знает, это боязнь воды (вода их убивает), умение телепортироваться и реверсированный английский в качестве языка.
Другими словами, у Края, как и других локаций игры, нет никакой истории, только набор элементов и свойств, составляющих этот мир. Любой может сочинить вокруг них историю. Валенте предлагает свою. Например, она решила, что:
- странники Края умеют телепатически общаться;
- у них сложное общество, есть школы и другие социальные институты;
- они ненавидят и боятся людей;
- шалкеры тоже могут разговаривать, но преимущественно они всех ненавидят, этакие ворчуны в раковинах;
- философия этого мира строится на идее дихотомии Порядка и Хаоса. Странники - приверженцы Хаоса, а люди олицетворяют Порядок. Именно поэтому странники Края ненавидят людей.
История начинается с того, что нам представляют мир - Телос - самый большой остров Края, где на пиратском корабле живут близнецы Фин и Мо. Главное их занятие - сбор разного хлама, они натащили на свой корабль горы сокровищ. Фин и Мо не помнят своего прошлого, знают только, что они - сироты, потому что их хубуниты (родители) ушли в верхний мир и больше не вернулись. С тех пор они живут самостоятельно в компании домашнего шалкера по имени Ворчун, а время от времени их навещает Кен, странник Края с глазами необычного цвета.
Однажды в Край действительно приходят люди, которых все здесь так боятся. Странники объединяются для войны с ними, а близнецы обнаруживают, что люди не несут никакой угрозы. Они строят, общаются, ищут хлам и вовсе не собираются ни на кого нападать. А еще они задают близнецам неудобные вопросы, из-за которых те понемногу начинают вспоминать свое прошлое.
Раскрывать дальнейший сюжет было бы не очень честно, поэтому я, пожалуй, больше не буду пересказывать события книги, а опишу, чем он мне понравилась. Мне так кажется, что у небольшой повести Валенте есть как минимум два ощутимых достоинства:
- необычный мир, который она полностью перепридумывает на основе существующего мира игры. Сейчас при характеристике сюжетов модно использовать термин "деконструкция". Так вот, думаю, не будет преувеличением сказать, что Валенте деконструирует привычную вселенную Minecraft, вкладывая в нее совсем неожиданные смыслы и новые сюжетные элементы. При этом она ни в чем не нарушает законы игрового мира.
- история о самоидентификации и самопознании. Близнецы постепенно вспоминают свое прошлое и понимают, кто они такие на самом деле. От этого понимания зависит их дальнейшая жизнь: они могут перезапустить вселенную и начать жизнь Фина и Мо заново, коллекционируя хлам на летающем корабле, а могут посмотреть в глаза реальности и продолжить Свою Собственную сложную жизнь. Какой выбор они сделают?
Мне было интересно прочитать эту повесть не только потому, что я люблю Minecraft, но и потому, что я люблю книги Кэтрин М. Валенте. Несколько лет назад ее "Девочка, которая объехала волшебную страну на самодельной корабле" и ее продолжения стали мои лучшим книжным впечатлением года (а отказ издательства дальше издавать эту серию - личной трагедией книголюба). Все произведения Валенте очень разные и написаны по-разному, общее в них - любовь к экспериментам и умение переплетать известные мотивы в неожиданных вариантах. Видимо, эта любовь к экспериментам и побудила Кэтрин присоединиться к команде авторов официальной новеллизации Minecraft. Книга получилась неожиданной, очень атмосферной и, пожалуй, выходящей за рамки вселенной любителей игры.
***
Пока, пожалуй, сделаю паузу в чтении книг по мотивам игры, хочется литературы самой по себе, без привязки к игровым или каким-то еще вселенным.