Сфера образования всегда была предметом особого интереса импакт-инвесторов. Новое поколение, которое станет неизбежным участником строительства будущего, кажется крайне благодатной аудиторией для инвестиций.
Но как построить Школу будущего? Какой может быть эффективная стратегия инвестиций в школьное образование у импакт-инвесторов? Если с выбором финансовой модели, как правило, вопросов не так много, поскольку это привычная задача любого бизнеса, то с образовательной моделью все гораздо сложнее. Разбираемся в нюансах трех основных моделей в нашей статье:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФРАНШИЗА
Самым «популярным» вариантом франшизы можно назвать программу международного бакалавриата (IB). Большим преимуществом этого варианта является то, что выпускники могут без дополнительных экзаменов, а только по результатам аттестации по программе IB поступать во многие университеты по всему миру. Приятным дополнением является также наличие разработанных компонентов программы не только для начальной, средней и старшей школы, но и детского сада.
Один из главных недостатков такой модели — отсутствие преемственности международного бакалавриата и основной программы российских школ. Ребенку, который отучился, предположим, в средней школе по программе IB, будет очень сложно вернуться обратно в пространство школы, работающей по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) — соответствия программ нет даже на уровне предметов.
Кроме того, результаты IB принимаются в России только двумя университетами. Это означает, что данная образовательная модель предполагает «дорогу в один конец» без возможности вернуться в школу, работающую по ФГОС и, видимо, только в сторону получения высшего образования за рубежом.
Также важно отметить невозможность индивидуализации учебного плана и высокую стоимость обучения, в которую помимо традиционных расходов на зарплату и аренду закладывается значительная часть расходов по оплате самой «франшизы», зависящей от курса доллара и европейских валют.
Другими словами, если перед вами стоит цель не столь значительных, но масштабных изменений (одновременный и легкий запуск на нескольких территориях), то франшиза может быть хорошим вариантом. Но если вы хотите построить Школу будущего, пусть даже на нескольких территориях, точно стоит рассмотреть и другие варианты.
ВЫБОР КОНКРЕТНОЙ КОМАНДЫ/МЕТОДИКИ
Другим вариантом может стать выбор образовательной, часто «авторской», программы. Стоит сразу отметить невозможность отчуждения образовательной методики от своего создателя. Так, например, не может «уйти в тираж» и за пределы Санкт-Петербурга уникальная школа «Апельсин» без своего создателя Димы Зицера. Как, собственно, и не появилось новых школ по легендарной модели школы «Саммерхилл» в Англии.
Другая сложность в выборе «авторского подхода» или работе с конкретной командой, имеющей готовую образовательную программу, — отсутствие гарантии получения заявляемых результатов, с одной стороны, и их субъективная переоценка автором, с другой.
Бывает так, что авторам собственных образовательных методик, крайне увлеченных своим подходом, сложно описать результаты использования данных методик, опираясь на доказательный подход. Результатом того, что на самом деле эксперимент «не удался» становятся несколько десятков, а то и сотен детей, которых учили «не так» и «не тому».
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ, ОТКРЫВАЮЩЕЙ ШКОЛУ
Третьим и наиболее предпочтительным, как нам кажется, вариантом, является создание либо выбор образовательной модели силами проектной команды, специально создаваемой для открытия школы.
Однако стоит помнить, что работа любой такой проектной команды должна предполагать исследовательский блок — изучение территории, актуальных подходов, ситуации и задач. Эта работа может не ограничиваться рамками «договора на создание школы», а продолжиться в будущем, как инструмент поддержки команды Школы. Речь может идти о своеобразном «ученом совете», который объединяет специалистов, заинтересованных в развитии системы школьного образования и обладающих экспертизой в этой области.
Существование такого совета могло бы обеспечивать, с одной стороны, актуализацию используемых подходов и практик с учетом последних достижений, технологий, с другой стороны — выступать агрегатором и интегратором опыта всех открываемых проектов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО
Важно помнить, что какую бы образовательную стратегию вы бы ни выбрали, Школа будущего должна обладать следующими ключевыми характеристиками: возможность создания индивидуальной образовательной траектории ребенка, инклюзивность в самом широком смысле (как для одаренных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья), отсутствие селективности, в том числе по критерию финансовой доступности.
С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте.