Найти тему

VR-экстрим, или терапия страхов в виртуальной реальности

Оглавление

Виртуальная реальность приносит в нашу жизнь с готовые решения, которые кому-то VR-экстрим, а кому-то тренинг-терапия.

В классификации фобий есть раздел, куда поместились страхи, вызванные природными и стихийными явлениями. К примеру, страх огня, воды/глубины, высоты, грома/молний, темноты. Вы уже поняли, куда я клоню? К играм, в которых надо вырваться из горящего здания, удержаться на планке на высоте небоскрёба, погрузиться в глубины океана и пройти хоррор, где и так всё страшно, но ещё и страшно темно. Теперь на эти игры можно взглянуть под другим углом, ведь они могут стать профилактикой страхов и фобий.

Знали ли разработчики подобных игр об эффективности экспозиционной терапии изначально? Теперь знают. Но смысл терапии идеально уложился в задачи виртуальных игр и плюсом приобрел новые преимущества. А весь смысл содержится в контакте с ситуацией или объектом, внушающем страх.

Боишься пауков – вот тебе на ручки паучок. Боишься высоты – подойди к краю обрыва или перейди в одиночестве высокий мост так, чтобы под локоток никто не держал. Но есть одно условие – опыт должен быть совершенно безопасен. Поэтому живые гады не подходят и край реальной пропасти тоже. И здесь виртуальную реальность никто и ничто не сможет заменить в реалистичности и одновременной безопасности. Мозг прекрасно понимает, что тело не стоит на узкой доске на уровне 80-го этажа, но глаза видят другое и физиология срабатывает как в реальности, с одним уточнением, мозг помнит о безопасности.

Кто-то будет визжать от удовольствия от экстрима, подпрыгнувшего адреналина и миллиона эмоций за раз, а кто-то от ужаса, встретившись со своим страхом, да ещё в такой реальной атмосфере, в которой пугающий объект только что не пахнет, но это пока.

Высота

«Скалодромы только для тех, кто не боится высоты» - на самом деле скалолазание в зале именно для тех, кто боится, но хочет обуздать свой страх. А начать можно с виртуальной игры, с лазанья по реалистичным вершинам гор и настоящих видов с высоты птичьего полёта. Есть возможность обуздать тошноту, головокружение, тремор, потливость в иммерсивной среде. Adventure Climb VR, The Climb 2, EVEREST VR – высоты с избытком.

Игровые симуляторы прыжков с парашютом почему-то в дефиците, но аттракционы и платформы полётов и на парашюте, и на планере, и на воздушном шаре, хоть на птичьих крыльях более чем достаточно. Ощущение взлёта, ветра, падения и парения простой симулятор не даст, а аттракцион обеспечит все переживания, и мечта побывать птицей у человека сбылась – в VR. Для фанатов симуляторов новые впечатления, для людей «невысотников» – эффективная экспозиционная терапия, но надо выйти из дома. Rush VR – симулятор полёта в вингсьютах. Заядлые геймеры увидят кучу недостатков, но все испытывают чувство полёта и высоты, что и нужно для профилактики боязни высоты и, не выходя из дома.

Richie's Plank Experience Trailer – если ни разу не вскрикните, то ваши нервы стальные канаты!

Глубина

Со страхом воды VR пока не работает, но для боязни глубины больших водоёмов чуть ли не целая программа. Для начала можно опуститься на океанское дно с красивыми рыбками и взирать на тонны воды над тобой, например, в Ocean Rift иTheBlu. Никакого напряжения, просто начинаем воспринимать дно морское как среду обитания. Продолжить VR-погружением с аквалангом или пережив кораблекрушение, выбираться с затонувшего корабля, спасаться с подводной лодки. В общем, ощутить глубину морскую удастся. Это более активные игры: FREEDIVER: Triton Down. Narcosis – для боязни глубины и темноты.

Есть ещё боязнь моря и океана – это страх бесконечности и бескрайности воды. У некоторых - это чистый восторг от масштабности стихии, у других паника. С ней тоже можно побороться в симуляторах и играх, открывающих эту безбрежность. VR Regatta – симулятор парусного спорта с морскими горизонтами.

Темнота

Боязнь темноты в той или иной мере затрагивает каждого. У нас в темноте «слепнет» важнейший орган восприятия, информация из мира поступает скудно и возникает тревога. Но часто темнота - это просто триггер, а страх совсем другой. Перед пробами игры, неплохо бы разобраться, а чего на самом деле человек боится.

Хорроры с помощью полной темноты или полумрака щекочут нервы или помогают в безопасности встретиться с темнотой. Например, Phasmophobia, – это слабо освещённое пространство вокруг тебя и чем дальше, тем темнее. Это свет фонарика в полной темноте, в который, кажется, сейчас попадёт чья-то страшная морда. Это для любителей привидений и профилактики боязни темноты. Большое преимущество - можно поиграть в команде, уже не так жутко как одному. Но, возможно, эта игра окажется для вас слишком страшной. Есть хорроры помягче.

Для детей такие подходы не работают, у них другие причины бояться темноты. Им нужны разговоры, поддержка и правильные сказки перед сном, чтобы снились рыцари и принцессы и, потом, будучи взрослыми, они любили темноту.

Огонь

Into the Flames – симулятор пожарника. Тушим здания, самолёты, гаражи, ангары, угодья. Будни пожарника и много-много огня. Кроме того, что эта игра для людей с боязнью огня, эта игра для тех, кто ощущает себя внутри героем, кто в детстве не исполнил свою пожарную мечту, кто любит кооперативные игры и кто мечтает прокатиться на пожарной машине с сиреной.

Готовые решения виртуальной реальности – это игры, приложения, симуляторы, которые могут быть крайне эффективны для помощи в работе с фобиями. Геймер, зависающий в симуляторе скалолаза и не знает, что такая игра помогает кому-то другому «встречаться» с высотой и научаться контролировать страх. Привыкать к глубине через визуальное погружение – это повысить вероятность, что в следующий раз, оказавшись в воде, ты расслабленно будешь держаться на волне, а не застынешь и не пойдёшь топориком на дно.

Геймплеев, связанных с природными ситуациями, становится только больше и появляется разнообразие. Высота – это не только вершина Эвереста, это и взгляд с небоскрёба вниз и каждый, таким образом, может найти свою гейм-терапию. Кроме того, разработчики уже поняли заявку психологов на подобные игры.