Перед нами прекрасная подвеска с камеей «Зодиак» входящая в состав огромной Арунделской коллекции.
Сама камея усилиями ювелиров стала позднее подвеской, а простых камей-инталий было создано еще две, одна хранится в нашем Эрмитаже (особая примета трещинка проходящая через лицо Марса), а вторая под замком в Лувре.
Гравировал камею в 1540 году мастер Маркантонио Раймонди по эскизу самого Рафаэля. Камея сердоликовая, а подвеска золотая, украшена рубинами, жемчугом и алмазами. В центре Юпитер рядом со своим орлом, по бокам – Марс и Меркурий, из подвала выглядывает Нептун с трезубцем. Все они главные члены «Dii Consentes» старого пантеона богов.
Пирамидальное расположение группы выполнено специально, в ренессанс таким образом считалось гармоничным изображать древних божеств. Кроме того такая пирамида отсылает к «Энеидам» Рафаэля где на фронтисписе можно увидеть примерно такую же композицию. Фигуры богов окружены фризом со знаками зодиака.
Подвеска, как и большинство драгоценностей из коллекции графа Арундела была в свое время откуплена у герцога Мантуи Федерико II Гонзага. Конечно не лично, а через ловкого фламандца Даниэля Нийса, удивительно расторопного господина, продавшего потом оставшиеся полотна Гонзага лично Чарльзу Первому.
Сам Федерико Гонзаго был прекрасным человеком. В смысле любил искусство, покровительствовал живописцам, архитекторам и коневодам. Деньги лились рекой. Себя в искусстве Федерико любил не меньше. Ввиду чего напросился на фреску Рафаэля «Афинская школа», потом заказал свой портрет у Тициана, а в замке папы Франческо велел переделать свод в главных помещениях, в центре которого изображен Геракл подозрительно похожий лицом на самого Федерико.
В остальном герцог был упертым. И было отчего. Папа Федерико служил маркизом Мантуи, очень важной и нужной всем провинции Италии. Потому, чтобы подтвердить верность папы престолу – сын уже в десять лет на три года уехал заложником в Рим, к другому папе - Юлию. А потом, не заезжая домой – еще на два года отсидки к королю Франции Франциску.
Думаю, Федерико не сильно огорчился смерти родного папы Франческо и стал достаточно уверенно править Мантуей, даже ездил на войны, все как полагается в те годы.
Но потом произошло вот что. Федерико намертво вбил себе в голову, что непременно завладеет маркграфством Монфератто. Вот даже кушать не мог, как ему этого теперь непрерывно хотелось.
Сначала все шло хорошо. На выданье имелась наследница, Мария Палеолог, и Федерико заключил с ней брачный договор, одобренный папой. Но хитрый папа Климент Седьмой подумал немного и кинул Федерико. Злые языки говорили, враги Федерико взамен вернули папе двух очень важных пленников.
Гонзаго поскакал в Рим и устроил страшный дебош. В смысле испросил аудиенцию у папы и робко спросил «Доколе?». Папе стало немного стыдно и Федерико сразу пожаловали титул герцога, но обязали жениться на троюродной сестре Карла Пятого и велели сидеть в Мантуе крайне тихо, больше не выделываясь.
Теперь стоит рассказать про таинственного злодея. Им был Джованни Джорджио Палеолог. Он был вторым сыном маркграфа Монфератто Бонифация. Сложения Джованни был хилого, и совершенно не собирался ничем править. Поэтому скоро Джованни купил себе сан епископа Казале и мирно жил, готовясь к отходу в мир иной, так как врачи совершенно точно давали ему не больше пары лет жизни.
Как мы знаем Федерико Гонзаго наоборот очень хотел стать хозяином Монферрато. Потому в семье Бонифациев началась черная полоса – вся линия наследников начала падать с лошадей и помирать.
Так в один прекрасный день епископ Джованни Джоржио узнал что стал действующим маркграфом Монферрато. И тут с почтенного клирика вмиг слетели все болезни. Он мгновенно забрасывает епископство и несется домой, где первым делом объявляет о женитьбе, и желании завести наследника. А в жены он выбрал дочь Фридриха Неаполитанского, который мог помочь Джованни в дальнейшем усидеть на троне.
Тут у Федерико Гонзаго не выдержали нервы. Не прошло и недели, как Джованни тоже упал с лошади и умер.
Дело принимало громкий оборот. Федерико поскреб в кошельке, достал оттуда 50000 дукатов и повез их папе. Взамен папа быстро восстановил его первый брачный договор с Марией. Но там что-то у Федерико уже не так прелестно было с будущей супругой. Рассказывают, она говорила про него всякие нехорошие слова и даже колдовала.
В общем, Мария тоже упала с лошади и умерла.
А счастливый Федерико Гонзаго Второй женился на ее сестре Маргарите. И вскоре стал наконец хозяином Монферрато. Жили они хорошо, счастливо и родили четырех мальчиков и девочку.
Правда сам Федерико умер от сифилиса в сорок лет. После чего все пошло тоже хорошо, но чуть хуже. Пройдет небольшое количество лет и семье Гонзаго придется распродать большую часть полотен и драгоценностей из своих сокровищниц.
Откуда и родом наша камея. Нынче каждый может купить ее в свою собственную коллекцию.
Дом Сотбис оценивает ее примерно в 180 000 фунтов стерлингов.