Постоянно развивающиеся технологии и сложные процессы, которые присутствуют в нашей жизни, приводят к тому, что ребенок, появившись на свет, не может без посторонней помощи “встроиться” в общество.
Опыт предков не передается новому члену общества на генетическом уровне, как это происходит у животных и насекомых, поэтому у людей существует необходимость подготовки ребенка к взрослой жизни.
“Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, то человеческий род не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана” (А.Н. Леонтьев).
Изучаем прошлое—создаем будущее
Получение навыков и знаний у детей происходит через освоение образцов. Под образцами мы понимаем то, что уже когда-то было создано людьми. Например, обычная ложка — ребенку нет необходимости изобретать этот столовый прибор, достаточно просто научиться им пользоваться.
“Ребенок усваивает, что такое новое, если он не учится у взрослых, а сотрудничает со взрослыми”. (Н.Е. Веракса).
Возникает вопрос: как ребенок сможет создать что-то новое, если он постоянно имеет дело с готовыми решениями и “смотрит в прошлое”? На этом этапе вводится понятие “пространства детской реализации” - пространства, где ребенок будет иметь возможность проявлять себя, экспериментировать и созидать. Взрослый в этом случае должен поддержать ребенка, пытаясь понять, что он хочет и стараясь услышать его “голос”.
Говоря о пространстве детской реализации, мы имеем в виду не материальные предметы (помещение, мебель, карандаши, игрушки), а условия, созданные для того, чтобы ребенок мог что-то создать и, что немаловажно, получить заслуженную оценку своему творчеству. (И.И. Комарова).
Система ценностей - вектор развития ребенка
Ценности существенно определяют характер и содержание задач, которые ставит перед собой человек. Чтобы направить созидательную энергию ребенка в правильное русло, важно создать у малыша соответствующую систему ценностей.
Ценностная сфера начинает формироваться у новорожденных детей через имитацию и подражание взрослым, а уже к окончанию дошкольного периода ребенок приобретает навыки целеполагания. Малыш начинает осознавать события своей жизни, научается владеть своим поведением и планировать свои действия.
Формирование ценностей у ребенка происходит в первую очередь через семейные привычки и традиции. Это может быть совместное времяпрепровождение (игры, отпуск, путешествие), государственные и семейные праздники, совместная деятельность (уборка, забота о животных, помощь родственникам). Данный список может быть продолжен в зависимости от особенностей каждой семьи.
Родители должны осознавать, на что они хотят сориентировать своего ребенка, и вводить соответствующие семейные мероприятия в повседневную жизнь, поскольку выбор вектора развития является одним из главных факторов, влияющих на развитие детской одаренности.
____________
Проект "Семейная практика" реализуется АНО “Академия устойчивого развития” с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Партнеры проекта: Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), Министерство образования Новгородской области, комитет образования Администрации Чудовского муниципального района, Новгородский Фонд содействия некоммерческим проектам.
#семейнаяпрактика #одаренность #развитиеребенка #академияустойчивогоразвития #ФондПрезидентскихГрантов #ПервыйКонкурс2023
Фото из открытых источников