Такие искусства, как сумо, дзюдо, каратэ и борьба, часто называют "боевыми искусствами". Хотя в наши задачи не входит спорить о том, подходит ли этот термин для этих видов будо и спорта, мы можем однозначно утверждать, что Дайто-рю Айкидзюдзюцу вовсе не является "боевым искусством" в том смысле, в котором его можно считать таковым. Взгляд на историю Дайто-рю ясно показывает, что оно было разработано в значительной степени как средство самообороны, особенно для использования воинами, находящимися внутри дворца или других покоев. Это можно понять, учитывая акцент на Оскиути (искусство самообороны в стенах замка).
Ремарка.
Есть некоторые сомнения относительно правильного прочтения/произношения термина «Осикиути». Форма, которой Сокаку обучил своего сына Токимунэ переводится как "почетная церемония внутри", и этот термин стал приравниваться к готэндзюцу, буквально "приемы самообороны для использования внутри дворца". Обычно, однако, группы японских иероглифов, используемых в качестве слов, имеют какой-то внутренний смысл, указывающий на их значение, и ряд японских ученых отмечали, что эта конкретная версия Осикиути по сути является бессмыслицей. Некоторые исследователи сейчас считают, что правильные иероглифы должны пониматься как выражение "в пределах почетного порога" и что это относится к поведению тех, кому разрешено находиться в пределах порога дворца даймё или сёгуна.
Короче говоря, Дайто-рю было разработано как способ эффективной и действенной нейтрализации насилия, а не как его причина. Это полностью согласуется с китайским иероглифом "бу" в будо, одно из толкований которого - "остановить алебардк". Вот почему, хотя у нас есть формы, используемые для демонстрации Дайто-рю, нет никаких соревнований и спаррингов.
Отличительной особенностью Дайто-рю является то, что оно вобрало в себя многие основные элементы и принципы других школ будо, в частности, Оно-ха Итто-рю. Это было сделано для того, чтобы ученик мог лучше уловить суть будо и превратить это искусство во всеобъемлющее.
Дайто-рю выходит за рамки простого средства самообороны, его цель - привести разум и тело в равновесное состояние, развить себя как личность и внести вклад в улучшение общества. Можно вспомнить, что хотя Синра Сабуро Ёсимицу, самурай, с которым по официальной легенде связано создание Дайто-рю, был весьма искушен в боевых техниках и воинских искусствах, он также был непревзоцденным игроком на сё. Одна история рассказывает, что, аккомпанируя танцорам сирабёси (тип исполнения песен и танцев, характеризующийся ярко выраженным ритмом, ставший популярным в XII веке) на этом инструменте, он понял, что, несмотря на изящные, плавные и постоянно меняющиеся движения танцоров, они не допускали никаких уязвимостей. Отсюда он понял принцип не-формы (мукэй) и постиг глубочайшую суть Айки. Возможно, именно в этой истории мы можем видеть намек на истинную суть Дайто-рю.