Найти тему

от подростка: Как общаться с учителями?

Не секрет, что когда ребенок после детского сада попадает в школу, учитель становится самой значимой фигурой в жизни малыша и то, как сложатся их отношения имеет колоссальное влияние на жизнь этого маленького человека.

Многие родители осознанно идут "на учителя", чтобы рекомендованный, добрый, заботливый человек был опорой и помощником первокласснику. Если с начальной школой вопрос влияния и комфорта можно пытаться решить таким образом, то когда ребенок попадает в среднюю школу, каким бы хорошим не был новый классный руководитель, по мимо него школьнику приходится взаимодействовать и с другими учителями-предметниками, кто-нибудь из них да выделится...

Что рассказывают подростки на терапии (имена изменены):

Маша 12 лет: Мне очень сложно общаться с учителями, особенно с технологичкой, она достала... Зачем мне шить платье и готовить рыбу? Выкройки эти, заготовки, неужели она не понимает, что кроме ее предмета есть другие, более важные, по которым у нас и так гора заданий. А когда приносишь ей то, что вышло, сидишь пол ночи, чертишь эту выкройку, а ей не понравилось, она может влепить двойку и порвать при всех мою работу, называя меня тупицей при всем классе.

Лина 15 лет: Когда математичка вызывает меня к доске, у меня сердце в пятки уходит, я не понимаю что нужно делать, кое-как дохожу до доски и простой пример даже не могу решить. Математичка начинает меня спрашивать, а я даже слов найти не могу, что ей ответить. Просто стою и смотрю в пол. Потом она начинает стыдить меня перед всем классом, словами - вот не будите учиться, будите как Лина... это очень противно.

Саша 15 лет: Когда физрук дал мне подзатыльник за то, что я болтал с другом, я так испугался и не заметил, как треснул его в ответ. На что физрук покраснел, начал на меня орать при всех матом, выгнал меня из спорт зала, а на следующий день директор вызвал родителей и сказал им, что я напал на учителя, родители конечно не поверили, но я не знаю как мне теперь ходить на физкультуру.

Варя 17 лет: В принципе у меня все в порядке в школе, достает только учительница химии, как бы я не написала работу, у меня всегда заниженный балл, у меня такое впечатление, что она специально это делает, всегда найдет до чего докопаться, то грязно, то забыла вывод написать, в общем как ни старайся, все равно выше тройки не получишь, а смысл тогда учить?

Можно приводить гораздо больше примеров, тут я хочу сказать, что дети часто оказываются в уязвимой позиции перед взрослым, который имеет власть и не знают, не умеют себя защитить и отстоять, порой боясь даже вопрос задать учителю, хотя бы про то - почему он так себя вообще ведет?

Конечно дети, в семьях которых, не принято уважать и слышать детей, не могут научиться отстаивать свое самоуважение, но и дети, в семьях которых, родители прислушиваются к своим детям, где можно самовыражаться, не всегда могут защитить себя от психологических нападок властного взрослого. Я сейчас говорю об элементарном, конструктивном отстаивании себя и своих прав. Право на то, чтобы оценивали как всех, право на то, чтобы не сравнивали с другими, чтобы не выделяли в негативном ключе, чтобы не стыдили, да в конце концов иметь возможность сказать учителю - "Я сейчас очень боюсь, вы не могли бы мне помочь, поддержать меня?"

Конечно далеко не все учителя позволяют себе такое поведение и фразы относительно детей, но приведенные примеры живые и к сожалению довольно часто встречаются на консультации.

Мне всегда очень хочется вернуть подростку уверенность в себе и научить его быть собой и уважать себя в любой сложной ситуации, несмотря на возраст оппонента и его статус, с уважением к старшим и самоуважением к собственной личности.