Одной из главных проблем развития рынка электронной продуктовой торговли является обеспечение высокого качества продуктов. Потребители ожидают свежих и привлекательных продуктов, что делает задачу доставки сложной. Однако в 2020 году, в связи с пандемией, покупатели все чаще стали заказывать продукты онлайн, что помогло преодолеть изначальные настроения против сервисов доставки.
Data Insight сообщили, что в июле 2021 года объем онлайн-продаж интернет-магазинов и сервисов доставки продуктов питания составил 26,4 млрд рублей, что на 171% больше, чем в июле 2020 года. За год с мая 2020 по май 2021 года было выполнено 153 млн онлайн-заказов на сумму 236 млрд рублей. Средний чек за этот период сократился на 25% до 1470 рублей. Специалисты прогнозируют дальнейший рост рынка eGrocery, но отмечают его высокую конкуренцию. он продолжает активно развиваться и уже сейчас стал самой быстрорастущей категорией на рынке электронной коммерции. По итогам первой половины 2021 года оборот online-food превысил 150 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Скорость доставки и представленность в регионах
"Карта предложений", составленная специалистами Data Insight, отображает онлайн-ритейлеров в зависимости от сроков доставки и количества товаров в ассортименте. Согласно исследованию в мае 2021 года лучшими по срокам доставки оказались Самокат и Яндекс.Лавка, имеющие при этом самый небольшой ассортимент. Сервисы Впрок и Утконос имеют наибольшее количество товаров в ассортименте, однако при этом имеют одни из самых долгих сроков доставки.
Ozon Express, Перекрёсток Быстро и доставка от О’КЕЙ являются исключениями из правила, предпочитающим объединять большой ассортимент и ограниченный срок доставки (до 2 часов), что часто является наиболее привлекательным для покупателей.
Сбермаркет является лидером среди региональных eGrocery-сервисов и присутствует практически во всех регионах России, в то время как Лента занимает второе место и предлагает доставку в 56 регионах страны. Недавно только Самокат расширил свой географический охват, добавив 7 новых регионов к своим уже существовавшим 12. По сравнению с Сбермаркетом и Лентой другие участники рынка значительно опережены в количестве регионов покрытия.
В июле несколько сервисов доставки продуктов расширили свой географический охват. Лента начала осуществлять онлайн-доставку заказов в Грозном, Перекрёсток запустил экспресс-доставку из супермаркетов в Кирове, ВкусВилл появился в Перми, а Самокат запустил свою службу в Ярославле.
Лидеры рынка: основные показатели
В июле Самокат стал лидером по количеству выполненных заказов среди онлайн-ритейлеров, выполнив 5 360 заказов, что составляет 30% от общего числа заказов. На втором месте Яндекс.Лавка с 3 138 заказами, а на третьем - ВкусВилл с 2 609 заказами. Три компании в сумме обрабатывают 62% заказов рынка. В целом, за год число заказов увеличилось более, чем в 10 раз у Магнита, Ozon Express, Перекрестка, Ленты и Яндекс.Еды по сравнению с июлем 2020 года.
В то время как Утконос отстает от других игроков по количеству заказов, они лидируют по размеру среднего чека. За ними следуют Метро и Перекрёсток Впрок, а самый низкий средний чек у Самоката, который при этом является лидером по количеству заказов.
В мае 2021 года самыми успешными командами в онлайн-ритейле были ВкусВилл, Самокат и СберМаркет с долями в 14%, 13% и 12% соответственно. Однако, в июле СберМаркет опередил ВкусВилл, заняв первое место с долей в 15%, а ВкусВилл остался на втором месте с 14%. Суммарно, эти четыре компании (СберМаркет, ВкусВилл, Самокат и Яндекс.Лавка) обеспечили более половины объема продаж в июле, что составляет 52%, против 47% в июне.
За период с мая 2020 года по май 2021 года рынок онлайн-ритейла продуктов значительно вырос за счет 10 проектов, которые увеличили свой месячный объем продаж на более чем 800 миллионов рублей каждый. Особенно выделяются 12 крупных проектов, которые составили 94% всех онлайн-заказов и 86% объема продаж в рублях в мае 2021 года, включая ВкусВилл, экспресс-доставки Пятерочки и Перекрестка, Лента Онлайн, Ozon Express и сервисы Яндекс. Еды и Delivery Club. Большинство из них появились на рынке не так давно - в конце 2019 года или в 2020 году.
В июле 2021 года СберМаркет опередил Самокат, ВкусВилл и Яндекс. Лавку по приросту онлайн-продаж за последние 12 месяцев, заняв первую позицию.
О прогнозах развития рынка eGrocery читайте в нашем блоге Metacommerce.