«Людям нужно время, чтобы быть счастливыми». Она знала, о чем говорила, прожила 101 год и 3 месяца. Когда ей исполнилось сто лет, губернатор Нью-Йорка устроил по этому случаю выходной день для всего штата. К тому времени она была уже художницей с мировым именем.
Анна Мэри Робертсон родилась 7 сентября 1860 года в небольшом городке штата Нью-Йорк, третья из десяти детей в семье бедного фермера. Помогала вести хозяйство, ухаживать за младшими. Школу пришлось бросить и начать работать в 12 лет помощницей по хозяйству у более состоятельных соседей, до самого замужества в 27. Тогда она стала Анной Мозес, и вместе с супругом устроилась на одну из ферм. За пятнадцать лет упорного и тяжелого труда им удалось накопить денег и купить свою небольшую ферму. Из 10 родившихся детей в живых осталось пятеро.
В 1927 году муж Анны скончался от сердечного приступа, и управлять фермой стал один из сыновей. Сначала она помогала сыну по хозяйству, а затем переехала к дочери. С семьей дочери она проживет до самой смерти в 1961-м.
Вышивка, вязание, шитье стали ее вторым «я», но боли в суставах заставили забыть об этих занятиях. И даже от выпечки фирменных пирогов пришлось отказаться. И тогда, по совету дочери, в 76, она взяла в руки кисть и стала рисовать. Как в детстве. Когда она экспериментировала и рисовала лимонным и виноградным соком, молотой охрой, травой, тестом…
Она дарила свои работы близким и друзьям, продавала незатейливые картины на местных ярмарках за 3-5 долларов.
И вот однажды ее работы совершенно случайно в витрине аптеки провинциального городка Хузик-Фоллс заметил любитель искусства из Нью-Йорка Луи Кальдор. Кальдор купил эти работы у изумленного аптекаря, познакомился сам с Анной Мозес и захотел рассказать о ней миру. Это удалось не сразу, владельцы галерей и салонов были настроены скептично. Но вот, удача, в 1939 с подачи Кальдора, коллекционер Сиди Янос выбрал три картины «бабушки Мозес» (а именно так называл ее Кальдор, Мозес было уже 80) для выставки. За этой выставкой последовала еще одна, уже полномасштабная «Что рисует жена фермера». Были представлены не только картины Мозес, но и ее выпечка и варенье, которые не раз выигрывали призы на местной ярмарке.
А третья выставка, организованная одним из самых старых универмагов Нью-Йорка, принесла ей славу. И не только потому, что зрители увидели ее картины и вдохновились, но и потому, что саму Анну Мозес пригласили на пресс-конференцию. И она приехала в простом черном платье, утверждая, что не меньше чем своими картинами, она гордится детьми, внуками и правнуками.
Потом мировая слава: выставки в Европе и Японии, фото на обложке журнала Тайм.
И … забвение, после того как критики указали на место примитивизму, списав популярность наивной живописи "на низменные вкусы публики и политические игры" .
Она же продолжала писать картины: родные окрестности, сказочные пасторали, идеальный мир, в котором нет места современным скоростям: «Мне нравится рисовать что-то, что ведет меня все дальше и дальше в неизвестное, что-то, что я хочу увидеть далеко за его пределами».
В интервью журналу Лайф она скажет, словно подводя итог: «Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
#новаяжизньспонедельника
Еще больше статей и практик в нашей группе вконтакте: vk.com/...nru
и телеграм канале:t.me/...nru