Госдума одобрила правительственный законопроект о налоге на сверхприбыль для крупных компаний. Сборы в том числе пойдут на поддержку нуждающихся. Депутаты ГД и эксперты объяснили "РГ", что это даст россиянам и бюджету.
Согласно документу, это будет разовый налог, который коснется крупных компаний, у которых средняя прибыль за 2021-2022 годы превышает 1 миллиард рублей (до уплаты налогов). Ставка налога составит 10 процентов от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы.
При этом законопроект не затрагивает компании, созданные после 2020 года, а также тот бизнес, у которого средняя доналоговая прибыль за 2021-2022 годы не превышает указанную сумму. То есть в круг плательщиков не войдут компании малого и среднего бизнеса. Другие исключения - организации-плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия. Дело в том, что они платят НДПИ и демпфер на моторное топливо.
Средства, полученные от налога, направят на развитие социальной сферы
Российские банки, которые получили сверхприбыль, также заплатят налог на нее, уточнил замглавы Минфина Алексей Сазанов. Помимо кредитных организаций, под налог также попадут некоторые предприятия металлургического сектора и производители удобрений, сказал он. В Минфине не исключили, что к взиманию налога потом еще вернутся. Однако пока решений на эту тему не принималось, сказал, комментируя эту тему, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
По словам министра финансов Антона Силуанова, средства, полученные от налога на сверхприбыль, направят на развитие социальной сферы, в том числе - на поддержку нуждающихся семей. Взнос бизнеса в бюджет справедлив, заявил глава Минфина. "А чего же не справедливого, если мы видим, что прибыль по сравнению с обычными нормальными уровнями выросла в 2-3 раза? Если брать объемы прироста прибыли и того, сколько мы рассчитываем получить, это совершенно мизерная сумма", - сказал он. Этим сбором Минфин планирует привлечь в бюджет России порядка 300 миллиардов рублей. Уплатить нужно будет до 28 января 2024 года.
Член комитета Госдумы по экономполитике Сергей Алтухов пояснил "РГ", что введение такого налога связано с дефицитом бюджета, который по итогам первого квартала составил рекордные 3,4 трлн рублей. Он напомнил, что, несмотря на вал санкций и давление на экономику нашей страны, ни один крупный инфраструктурный проект не заморожен, продолжается реализация нацпроектов, выполняются все социальные обязательства перед гражданами. Кроме того, у страны есть хорошая финансовая подушка безопасности. "Но с учетом решаемых задач на внешнем контуре, необходимо мобилизовать все возможности для сохранения стабильности в экономике", - заметил он.
По оценке Алтухова, под критерии, определенные законопроектом, попадает порядка двух тысяч компаний по всей стране - в первую очередь девелоперы и строительные компании, химические и металлургические гиганты. "Считаю, что это необходимая мера для решения острых злободневных задач, которая позволит сохранить сбалансированность бюджета. А главное - расширить выполнение социальных обязательств перед участниками СВО и другими адресатами поддержки", - резюмировал депутат.
Правовые аспекты налогообложения эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"
Не все фракции устроил круг плательщиков. От выплаты освобожден нефтегазовый сектор, при этом отрасли машиностроения, IT, медицины должны платить, обратили внимание во фракции "Справедливая Россия - За правду". "Первое, мы считаем, что в текущих условиях единоразовым сбором проблем не решить, нужны системные изменения в налоговой сфере, - представила возражения коллег депутат фракции Яна Лантратова. - Второе, почему-то идет принцип выборки, кто-то платит, кто не платит, мы с этим не согласны, если платить, то всем. Третье - такие выплаты и налоги за предыдущий период - неправильная позиция. Для бизнеса самое важное заключается в стабильности и предсказуемости налоговой системы".
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий все же считает, что "это первый шаг к введению налога на сверхприбыль для сырьевых компаний". "Это частичное возвращение долгов за приватизацию 90-х", - заметил политик, ведь данные компании, напомнил он, ранее были государственными и стали частными благодаря этой спорной процедуре.
Депутат той же фракции Владимир Сипягин высказал мнение, что "налог чрезвычайного характера" необходимо распространить на все предприятия, которые зарабатывают свыше одного миллиарда рублей. "Я бы не стал делать исключение таким компаниям, которые добывают нефть, газ, уголь. Мы в конце года видим, какую они получают прибыль", - заметил он. А вот энергосетевые компании надо исключать, добавил депутат, ведь они получают доходы от тарифов, которые устанавливают предприятиям и населению. "Поэтому забирать у них доходы будет странным. Потому что эти доходы они потом будут брать с нас", - уточнил Сипягин.
Замминистра финансов Алексей Сазанов рассказал, как распределится налоговая нагрузка среди топ-50 плательщиков.
"Если брать топ-50 плательщиков, то из них 20% придется на предприятия в области добычи твердых полезных ископаемых, - заявил он. - 19% придется на производителей минеральных удобрений, 13% будет металлургический комплекс, 12% будут предприятия оптовой и розничной торговли, я имею в виду от общей суммы платежей топ-50 плательщиков, 9% - на организации банковской сферы, ну и все остальные отрасли это - нефтехимические предприятия, производство электроэнергии, строительные компании, обрабатывающая промышленность, логистическая промышленность, составят порядка 5%. Все остальные плательщики это менее 1%".
Банки РФ с иностранным участием также будут платить налог на сверхдоходы, уточнил он.
Комментарии
Егор Диашов, эксперт "ОПОРА РОССИИ":
"Законопроект об обязательном единоразовом взносе бизнеса в бюджет не будет критичным для российских предприятий, которых он коснется. Прежде всего, потому что речь идет о компаниях, получивших сверхприбыль в 2022 году благодаря конъюнктуре рынка. Единый взнос для бизнеса будет рассчитан, исходя из разницы между средними прибылями компаний по налоговому учету за 2021-2022 годы и два допандемийных года и только для тех предприятий, которые получили прибыль за эти годы более 1 млрд рублей. Это позволяет дифференцировать компании не только по объему дополнительного отчисления в бюджет, но и по реальному объему сверхдоходов.
Важно, что эта инициатива не касается малого и среднего бизнеса.
Недостатком этого взноса является его недобровольность, а обязательность, такой подход может снизить мотивацию указанных предприятий получать и фиксировать сверхприбыль, т.к. эта прибыль однажды уже обложена налогом на прибыль, а возможно она уже выведена в виде дивидендов, с которых так же оплачен налог.
Однако, следует отметить, что размер обсуждается 10% от разницы в прибыли, а если предприятие сделает платеж в 2023 году, то получит вычет в размере половины от этой суммы, что представляется взвешенным, не радикальным для бизнеса.
Кроме того правительство за последний год предприняло беспрецедентные меры поддержки бизнеса и вложило существенные средства в инфраструктурные проекты, которые тоже оказывают положительное влияние на целые отрасли.
Поэтому с моральной точки зрения государство имеет право ожидать встречный ход от крупного бизнеса. Тем более что эти средства вновь вернутся в экономику, поддержав платежеспособный спрос".
Николай Пальченко, председатель Мурманского регионального отделения "Партии РОСТА":
"С точки зрения государственных интересов - идея хорошая. Может быть данная практика даже станет регулярной. Ну а раз так, то логичнее было бы внести изменения в законодательство о налоге на прибыль и сделать соответствующую шкалу.
Вообще вместо этого сбора было бы намного разумнее сверхприбыль таких предприятий вовлекать в государственные проекты без изъятия (то есть с возвратом) к взаимным выгодам. Создать такой механизм несложно - это могли бы быть специальные финансовые инструменты. Это мог бы быть, к примеру, специальный фонд, финансирующий приоритетные направления, в который вовлекается сверхприбыль через механизм продажи облигаций.
А еще более грамотным решением было бы наконец-то научиться эффективно использовать печатный станок. При определенных условиях его включение способно дать рост экономики - без всякой инфляции".
Руководитель Департамента налогов Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Ряховский:
"Налоги на сверхприбыль имеют давнюю историю и активно применяются и европейскими, и американскими налоговыми юрисдикциями. То есть обсуждаемый законопроект четко укладывается в сложившуюся мировую практику и является абсолютно логичным и правильным. Заслуживает внимания тот факт, что законопроект охватывает крупнейшие российские предприятия, а ставка является оптимальной и взвешенной и не сможет существенным образом повлиять на финансовые показатели бизнеса. А с учетом преференций с ранней уплатой и вовсе минимизирует влияние на финансовые показатели бизнеса.
Также следует иметь в виду четкое ограничение плательщиков налога. Цифровизация налогового администрирования позволила сделать четкую выборку предполагаемых плательщиков, затронув лишь именно те отрасли, в которых данная сверхприбыль образовалась. С учетом мирового опыта данная инициатива может иметь дальнейшее продолжение в отечественной налоговой практике".
Подготовила Екатерина Свинова