Ах эти дворовые песни, самозарождающиеся в народе, песни, которые пелись в узкой компании то взрослых, а то и подростков! Под гитару, под баян, а то и просто так. Сюжеты тут были самые вечные и бродячие из столетия в столетие - любовь, коварство, измена, смерть влюбленных оптом и в розницу, поочередно и одномоментно...
Как-то писала я о старой, видимо, 20-30-х годов песне, которая начиналась такими словами:
В одном городе близ Саратова,
Под названием город Петровск,
Там жила семья небогатая,
Мама бледна была, точно воск.
В общем, там всё было печально - мама померла, папаня тут же нашел мачеху, которая детей замыслила извести (сюжет этот насчитывает тысячелетия, дело в деталях).
Так вот о деталях-то - читательница Маргарита Н. рассказала, что был на этот сюжет отдельный текст, созданный в годы Великой Отечественной. Пелась песня на бесконечно эксплуатируемый мотив знаменитых "Кирпичиков", а песня называлась "Аллочка". Само собой, мне тут же понадобилось эту песню отыскать)). Нашлось несколько вариантов, хотя и не совсем то, что надо - но об этом позже.
Зачин во всех вариантах примерно одинаков:
В одном городе жила парочка,
Муж - шофёр, а жена - счетовод,
И была у них дочка Аллочка,
И шёл ей восемнадцатый год.
Впрочем, есть тексты, где и имя девочки другое, и возраст - не тот:
Как в одном селе жила парочка:
Он был шофер, она счетовод.
И была у них дочка Ларочка,
И пошёл ей двенадцатый год.
Довоенная идиллия, благополучная семья, уважаемые люди, дочка-радость...Но приходит война.
Началась война — мужа в армию.
Он с вещами пошёл на вокзал.
Он простился с ней, с женой верною
И такое ей слово сказал:
«Я иду на фронт биться с немцами,
И тебя я иду защищать.
А ты жди меня и будь верная».
Обещалась почаще писать.
Тема верности и ожидания в годы войны одна из самых острых. Мы все помним Симоновское "Жди меня": - "Не понять не ждавшим им, как среди огня // Ожиданием своим ты спасла меня".
И "Огонек" Исаковского: "На позиции девушка Провожала бойца, Темной ночью простилася На ступеньках крыльца".
И "Синий платочек" -"Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч.
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь" (и голос Шульженко сразу, да?).
Да много можно ещё вспоминать. Каждая из таких песен, каждое стихотворение были о близком, понятном, важном и тревожащем. Просто разным языком.
Но вернемся к нашей трагедии.
В одном из вариантов отец на прощание просит писать как раз не жену, а дочь:
Началась война, муж ушёл на фронт,
И сказал дочурке своей:
"Пиши, доченька, пиши папочке,
А я буду тебе отвечать".
(Рифма? А зачем?)
Но мама-то папе не пишет, вот беда. И вообще ведет себя как-то сомнительно.
Вот уж год прошёл, и второй настал.
Надоело его ожидать.
Стала модничать, носить шляпочки,
С лейтенантами стала гулять.
Вот однажды мать шла с начальником.
И дочь стала отца вспоминать.
И сидит она, призадумалась,
И решила отцу написать:
Опять-таки, в некоторой версии одним-единственным лейтенантом мама не ограничивается:
Здравствуй, папочка – пишет Аллочка
Мама стала тебя забывать
Стала модничать, с лейтенантами
И майорами стала гулять.
Стала модничать и ехидничать,
С генералами стала гулять
Ребенка понять можно. Ребенок переживает. Ребенок скучает по папе и вообще, тут такие дела-то нехорошие творятся...
Здравствуй, папочка, - пишет Аллочка. -
А еще я хочу написать,
Что вчерашний день мать велела мне
Дядю Петю отцом называть".
Кому ещё пожаловаться-то, как не отцу родному. И в одном случае мы даже читаем ответные строки с фронта:
"Здравствуй, Аллочка, - пишет папочка, -
Ты майора отцом не зови,
А родную мать, а родную мать,
А родную мать ты не люби."
И вот с этого-то момента сюжет стремительно расходится по параллельным путям - начнем с самого страшного:
Как узнала мать про письмо отца,
Завела она Аллу в сарай.
Тонким ножичком в сердце Аллочке,
Только вскрикнула Аллочка:"Ай!"
В одном городке жила парочка,
Муж - шофёр, а жена - счетовод.
Не было у них дочки Аллочки,
Хоть и шёл ей 19-ый год...
Вторая ветка сюжета не менее печальна, но закономерна:
И дошло письмо. Получил отец
И не стал он собой дорожить,
И в одном бою получил он смерть,
И теперь он в могилке лежит.
Часто народное творчество заканчивается выводом-моралью - и тут не исключение:
Ах вы, женушки, вы неверные,
Муж на фронте, а вы здесь гулять!
Война кончится, мужевья придут –
Что вы будете им отвечать?
Я кончаю петь. Не взыщите вы,
Что у песни печальный конец.
Вы еще себе мужа встретите,
А детям он нерОдный отец.
Это, кстати, наиболее распространенная версия, но и она не последняя!
Есть сюжет, где отец с войны вернулся:
Муж побил врагов, и конец войне
Весь в раненьях поехал домой
Не вернулся он ко своей жене
А уехал он в город другой
Здравствуй, Аллочка, - пишет папочка
Я калека без рук и без ног
Приезжай ко мне, дочка Аллочка,
Мы с тобою заживем
И скажи своей рОдной матери
Что я зла на нее не держу
Я любил ее, до сих пор люблю
Но любовь свою в сердце сдержу
Всё? Нет, не всё. Есть, говорят, ещё одно ответвление от канвы сюжета - там мать стала гулять с немцами, а папа был красный командир или партизан. И вот его-то (в смысле, не папу, а текст) мне найти не удалось. Быть может, у кого-то в семейной устной традиции что-то сохранилось? Или в детстве пели - чем Шаинский не шутит...
Песня исполнялась в одном из выпусков программы "В нашу гавань заходили корабли". Исполняет Народный артист Российской Федерации Юрий Чернов:
С музыкальным приветом - ваша Умная Эльза.