Когда говорят о применении математики в повседневности, вспоминают о покупках и пропорциях (золотое сечение). В то время как первый пример ограничивается начальной математикой, второй, наоборот, выходит за пределы школьной математики.
В век цифровизации возникает, в свою очередь, много вопросов по поводу ценности уроков русского языка. Сегодня я расскажу вам, почему печать на клавиатуре, автозамены и автопроверка букв, сочинения от нейросетей не заменят классические уроки русского языка.
Не смогу в одной статье охватить все темы школьной программы, но мы сможем с вами продолжить обсуждение в будущем.
Значительную часть урока русского языка я отвела под прописи. Казалось бы, что красивый почерк уже не так важен за счет того, что большинству доступна печать на принтере, а переписку и вовсе мы теперь ведем онлайн. Так что не нужно заботиться о понимании вашего почерка читателем.
В качестве аргумента можно было бы привести удобство учителя, однако можно было бы собирать письменные работы в печатном виде или по электронной почте. Да и тетрадей меньше носить надо. Но чистописание играет важную роль в когнитивных навыках ученика.
Вместо того, чтобы сделать ctrl+c (копировать) и ctrl+v (вставить), человеку приходится вникать в то, что и как он пишет. Сразу задействуется и мелкая моторика, и мышление, тренируется дисциплина и внутренняя мотивация, такие необходимые в течение жизни. А размышление об орфографически грамотном написании развивает навык планирования.
Снова встречаемся с контраргументом о том, что правильное написание слов сможет подсказать компьютер. Но подсказать связанный с написанием смысл слов, фраз и предложений намного сложнее Вспомните те же приставки пре- (претворить в жизнь) и при- (притворить дверь), корни -свет- (осветить комнату) и -свят- (освящать воду), фразу “казнить нельзя, помиловать”. Все варианты компьютер посчитает верными, так как такие слова есть в словаре, а запятую можно везде поставить. Но только мыслящий человек разыщет ошибку.
И вот мне могут возразить, что не всем нужен навык грамотного письма. Работают руками, а всё, чем нужно поделиться с другими, можно выразить устно. Но и речь развивается на уроках русского языка. В целом, изучение русского в первом классе начинается с бесед (позже они перемещаются в литературное чтение и литературу). Детей учат давать полный ответ, строить предложение. В старших классах эта задача усложняется использованием причастных и деепричастных оборотов. А через запись предложений возможно проще это запомнить (задействуется не только слуховая память, но и зрительная с моторной).
Какие элементы и темы школьных уроков кажутся вам ненужными?
Обсудим в комментариях и в следующих постах