Найти тему

МАТЬ-ВОЛГА: СИМВОЛ ОБНОВЛЕННОГО РЫБИНСКА

Рубрика: ГЭС И ИСКУССТВО
Вариантов художественного оформления гидроузла в Рыбинске было несколько. В частности предполагалось на среднем устое мостов, перекинутых через камеры шлюза, разместить скульптурный монумент из нержавеющей стали. В августе 1939 года в спецвыпуске газеты «Большая Волга» под названием «Архитектура сооружений Волгостроя» был опубликован эскиз «Скульптура «Рабочий и колхозница» работы В. И. Мухиной. Но так как строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, «Рабочего и колхозницу» установили на временный постамент возле главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки СССР (совр. ВДНХ), где статуя и находится до сих пор.

Архитектурное оформление гидроэлектростанций на верхней Волге было разработано ведущими архитекторами, в том числе лауреатами Сталинской премии: Д. Б. САВИЦКИМ, В. А. ПЕТРОВЫМ, В. Я. МОВЧАН и другими. Ведение работ велось под их руководством, однако было прервано из-за Великой Отечественной войны.

-2

ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Новые отделочные работы были возобновлены только в 50-х годах. Вновь встал вопрос о том, чтобы увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя. Это поручили осуществить архитектору Н. Донских и скульпторам С. Шапошникову и В. Малашкиной.

Проектное задание, места установки рельефов и статуи «Волга» были разработаны заранее.

-3

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Фигуру «Волга» предполагалось разместить на шлюзе. Высота фигуры должна была составлять 7 метров. «ВОЛГА» изображалась женской фигурой в «классически» полуобнаженном виде, в руке должен быть корабль с парусами, а у ног должен лежать опрокинутый кувшин с изливающейся водой.

-4

Сергей Дмитриевич Шапошников приступил к работе над фигурой в январе. Он посетил место монтажа фигуры, но не получил представление об уникальном пейзаже. Все кругом было белым. В зимних условиях такой проект казался логичным и не вызывал вопросов.

РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ

В летнее время, когда уже появилась первая рабочая модель, скульптор несколько раз посещал Рыбинск (в то время Щербаков) и смог проанализировать проделанную работу более тщательно и критически. Он заметил недочеты в своей работе и в проектном задании.

Фигура, по мнению скульптора, не отражала великих идей, связанных с сооружением Волгостроя, и не вписывалась в широкие просторы реки, окаймленной зелеными лесами.

-5

С ЧИСТОГО ЛИСТА, НОВЫЕ ПОИСКИ

Сергей Дмитриевич Шапошников отказался продолжать работу над статуей и начал новые искания. Он решил, что образ Волги должен быть связан с народом, так как с Волгой связаны великие события в русской истории, такие как крестьянские восстания, борьба за освобождение и строительство энергетического каскада.

Автор предпринял попытку создать скульптуру, которая бы не только отображала прошлые события, но и идеи, рожденные современностью, а также конкретные достижения народа. Поэтому он приступил к работе над новым проектом, в котором было заложено ансамблевое решение. Для этого скульптор обратился к рассмотрению приемов решения ансамблей, анализировал памятники русской архитектуры и отметил характерные особенности связки как отдельно стоящих, так и групп зданий с особенностями рельефа местности.

Следуя этим планировочным принципам и на основании детального изучения топографических особенностей Рыбинского гидроузла (в то время Щербаковского), автор предложил установить статую на оголовке дамбы № 42, выступающей на 1100 м в водохранилище. Высшая отметка статуи должна была быть около 25 м над уровнем воды. Таким образом, появилась высотная точка, зрительно объединяющая все сооружения гидроузла в одно целое.

МАТЬ-ВОЛГА

Для получения впечатления движения зрителем, было решено спроектировать статую , которая делает шаг вперед правой ногой.

Сергей Дмитриевич представил аллегорию великой русской реки. Он соединил фигуру женщины в русском сарафане с летящей птицей.

Местоположение монумента в начале Волжского каскада гидроэлектростанций, на Волгострое, дало основание поместить на фасаде постамента слова В. И. Ленина: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В композиционном и смысловом отношении, монумент «Волга» оказался полностью связан с окружающим пейзажем. Направление полета птицы символизирует все новое и передовое.

Работая над монументом, автор стремился отразить новые идеи, рожденные новым строем и новым содержанием жизни, которыми жили его современники. Целью было дать статуе «Волга» черты народа, беззаветное отношение к труду, скромность, внутреннюю красоту, благородство и физическую мощь. Монумент был задуман как памятник труду коллектива, создавшего гидроэлектростанцию.

-6

ОТКРЫТИЕ

Летом 1953 года произошло торжественное открытие памятника «Волга». Огромный монумент Рыбинского гидроузла (в то время Щербаковского) вознесся на парадных вратах реки Волги, олицетворяя образ великой реки, которая снабжает водой столицу и обеспечивает судоходство по всей Центральной России.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

В 2014 году была проведена реконструкция монумента «Волга». Данные работы входили в программу по комплексной реконструкции сооружений Рыбинского шлюза.

Источник: Сергей Дмитриевич Шапошников. Автореферат к творческой диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Монумент «Волга», установленный на Рыбинском море», 1954 год.

#Рыбинск