Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Камилла и кимоно

Ах, и хороша Камилла Моне на портрете кисти своего мужа! Кажется, будто она весело и беззаботно играет в Японию. Это очень модно в ту пору - из ранее закрытой для остального мира страны потоком хлынули произведения искусства, и дамы полюбили восхитительные японские ткани. У кого-то - дорогие оригиналы, у кого-то - недорогие имитации. В любом случае, без "жапонизма" - никуда! Вот и здесь по стене разлетелись, точно бабочки, веера-опахала, а фигура Камиллы окутана в роскошный кокон красного кимоно.

"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона
"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона

Видите эту сияющую массу золотых волос? Парик! Не шиньон, а именно парик - Камилла была темноволосой. Для образа японки тёмные были бы, наверное, более уместны, но Моне интересует не достоверность, а эффект! Кроме того, светлые волосы подчёркивают - перед нами не японка, а та, что делает вид, будто она японка.

На стене веера с ксилографией, "утива", милые летние аксессуары. А в руках у Камиллы - складной веер, "сенсу". И современники, кстати, видели в его расцветке отсылку к трёхцветному французскому флагу.

"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.
"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.

Кимоно же умопорачительное. И тяжёлое! Поскольку узор на нём вышит, а само оно - плотное, с подбивкой и валиком по подолу. Ты двигаешься, а оно торжественно скользит... Это учикаке, верхний слой, который носили неподпоясанным. И смотрите, какой высокой кажется Камилла в этом одеянии! Тянущийся сзади "шлейф" с валиком визуально вытягивает фигуру, и получается очень эффектно.

"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.
"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.

И если Камилла жизнерадостна и весела, то самурай на кимоно - ровно наоборот. Суровый японец угрожающего вида так контрастировал с очаровательной кокетливой парижанкой, что современников это тревожило и раздражало. К тому же создавалось впечатление, что он глядит на... скажем так, на пятую точку.

А, меж тем, воин сидит под стилизованным клёном и, как считают японские исследователи, это может быть отсылкой к пьесе театра кабуки "Момидзигари" ("Любование сменой окраса осенней листвы"). Самурай Тайра но Коремоти любуется в горах алыми клёнами, и оказывается, что присоединившаяся к нему в этом красавица - на самом деле чудовище. Которое он и победит в бою.

Ну а для европейского художника - это просто яркий необычный образ.

"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.
"Японка" (Портрет Камиллы Моне в японском костюме), Клод Моне, 1876. (с) Из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Деталь.

Жаль, что очаровательная Камилла уйдёт из жизни два года спустя, совсем молодой... Но их с мужем игра в Японию осталась с нами.

P. S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!