14 января сего года я выложил сюда, на свой канал, казалось бы последнюю главу фанфика "И звезда с звездою говорит", автором которого выступила Martius, по сути впервые попробовавшая себя в написании подобных произведений. Эта прекрасная история, которая могла бы произойти в действительности, по словам автора - во многом основана на реальных событиях, описанных мной в книгах "Виктор Цой.Последний герой современного мифа" и "Виктор Цой. Последний год", а так же на основе реального сценария Рашида Нугманова "Дети Солнца".
После опубликования очень много людей написало мне о том, насколько сильно им понравился представленный фанфик, и все они настойчиво требовали продолжения. Взяв на себя ответственность, я передал пожелания людей автору, и вот - ура! Martius написала долгожданное продолжение и я рад представить его здесь у себя на канале.
Начало - ЗДЕСЬ!
*********
«И звезда с звездою говорит…»
«Оглядеться, отдышаться некогда. Время, хотя бы чуть-чуть постой!»
Виктор Цой
— Нельзя поверить в невозможное!
— Просто у тебя мало опыта, – заметила Королева.
Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»
«Чхуун кори-нын ури-дыр-э палчча-гугыль кидариго. Кун-хуа виэн халмон-читаль… Нет, не так, – Виктор Цой быстро глянул в записную книжку со стильной антрацитовой обложкой, – хылмон-чидыль… Пыль на армейских ботинках… Чоль-мымыль сам-кхин… О-о-о, надо было «Молодого пастушка» заявлять, он покороче…».
Виктор потянулся и поудобнее устроился на камне. Язык предков давался нелегко. По гениальной задумке японской компании «Amuse Corporation», организатора предстоящего уже в декабре этого 90-го года тура по Японии и Южной Корее, группе «КИНО» предлагалось в знак уважения к слушателям спеть одну свою песню на корейском. А партнер по гастролям, японская команда «Southern All Stars» во главе с фронтменом Кейсуке Кувате обещала сделать одну песню на русском – в честь гостей из экзотического Союза.
Виктор и сам хотел быть более понятным новой аудитории. Поэтому рассчитывал исполнить «Группу крови» на английском – это как минимум. В прошлом году они уже записали «Blood type» в переводе Джоанны. Но полностью составлять программу из англоязычных вариантов песен Виктор не хотел. Помнил гребенщиковский опыт с «Radio Silence» – на выходе получился всего лишь американизированный поп с русским акцентом и не более.
Однако организаторы настаивали непременно на корейском. Решающим аргументом стало «Ты меня уважаешь?» и происхождение Виктора – это должно было сразу расположить слушателей. Выбор песни принимающая сторона поддержала однозначно. Группе крови в Японии и Южной Корее почему-то придавали мистически-огромное значение – почти как в Союзе гороскопам. По ней определяли характер и даже брали на работу. Узнав, что у лидера коллектива первая группа, организаторы удовлетворенно закивали. Конечно-конечно, по-другому и быть не может. Потому как первая группа – это самураи, такие люди всегда знают, чего они хотят. И умеют добиваться этого любыми способами, ведь они очень упрямы. А еще они популярны и занимают, как правило, высокие должности, могут легко собрать вокруг себя толпу.
Заботливые устроители тура даже сами перевели «Группу крови» с русского на корейский и прислали факсом. Виктор как художник, безусловно, оценил графически четкий узор из символов на хангыле. Да, спасибо, очень красиво. Но это вообще что? Выручила Наташа – точнее, ее студенческие связи в МГУ. Энтузиаст-знаток корейского языка за хороший коньяк и блок дефицитных сигарет сделал нечто среднее между транслитерацией и транскрипцией на кириллице.
«Ёги саныльхан и дангэсо Наэ пирыль мудыри…», – когда Виктор во время самого первого чтения текста дошел до припева, то понял: дело куда серьезнее, чем казалось. Надо постараться поставить более-менее приличное произношение. Иначе музыканты, особенно впечатлительный Гурьянов, даже не доведут репетицию до конца – от смеха.
Энтузиаст-знаток по просьбе Виктора сделал еще и перевод корейского варианта песни обратно на русский. Получилось более прямолинейно и жестко, чем в оригинале. Особенно обороты типа «молодость, разрушенная в страшной драке», «просыпайся прежде, чем получить пулю», «сбереги в драке мою душу», «внутри только звук оружейного выстрела». Здесь, похоже, шла уже не абстрактно-далекая звездная война, а конкретное земное рубилово.
Была и еще одна причина, по которой Виктор согласился на этот эксперимент с исполнением на корейском. Почти до середины сентября у них были гастроли по Дальнему Востоку – Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Находка, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Завораживающие величественные пейзажи, «странное место – Камчатку», дымящиеся гейзеры он видел с самолетов и вертолетов – прямо из кабины, куда Виктора приглашали пилоты и предлагали взяться за штурвал.
А во Владивостоке группе устроили экскурсию по городу. Когда после всех красот их неожиданно завезли в ничем не примечательный район серых блочных домов и гаражей, Юрий Каспарян предрек, что тут им и конец:
– Сейчас нас будут пытать паяльниками за выкуп… А потом убьют и выбросят в море в мешках с камнями. Денег же Шпис все равно не даст.
– А некоторых, в виде исключения, будут пытать не паяльником… Будут орать «ДДТ» и «Алису» под расстроенную гитару, – безжалостно предположил Цой.
– Нет-нет, я против! – запротестовал Гурьянов. – Давайте лучше паяльником, как всех!
Игорь Тихомиров делал вид, что увлечен чтением инструкции к новой технической примочке, – он не любил таких шуток.
Сопровождавшая группу девушка из местного музея черный юмор тоже не оценила. И влюбленно глядя на Цоя, торжественно объявила: это район Первой Речки, улица Сеульская. Именно здесь на рубеже 19-го-20-го веков была территория корейской слободы, где проживали переселенцы из соседнего государства – и с большой долей вероятности, предки Виктора. И именно отсюда корейцев депортировали в Среднюю Азию в сентябре 1937-го – «в целях пресечения проникновения японского шпионажа» в свете ожидавшейся войны с Японией.
Виктор помнил деда Максима Петровича, к которому ездил в детстве в Кзыл-Орду вместе с родителями на 60-летний юбилей. Там он слышал рассказы и про Владивосток, и про внезапный переезд в Казахстан. На самом деле деда звали Цой Сын Дюн, был он потомком чернорабочего-буддиста по имени Цой Ён Нам, в 14 лет перебравшегося из Кореи в Российскую империю. Максим Петрович строил свою жизнь вопреки сложным обстоятельствам – учительствовал в школе, получил высшее образование. Потом, несмотря на «ссыльный» статус, работал в системе НКВД, в контрразведке.
Дед умер в 1985 году, когда группа «КИНО» уже стала широко известной в узких кругах. Но он до последнего сокрушался из-за непутевого внука, который шел своей, непонятной семье дорогой и у которого к 23-м годам не было ни нормальной по советским меркам профессии, ни карьеры. То истопник в котельной, то уборщик в бане… А ведь мог бы жить ремеслом и стать хорошим мастером-реставратором.
Цой все это время не сильно углублялся в детали семейной истории. Но теперь ему самому захотелось, чтобы песня прозвучала на корейском. И не по бумажке, стыдливо прицепленной к стойке микрофона, и без помощи достижения прогресса – телесуфлера. Поэтому Виктор каждую свободную минуту упрямо выламывал язык незнакомыми словами. Хотя Гурьянов и предостерегал, что этими шаманскими звуками он не сегодня-завтра случайно вызовет какого-нибудь неприкаянного корейского демона.
Было ранее утро понедельника 24 сентября 1990 года. Виктор пришел сюда один, как можно дальше от шумной съемочной группы. С этого места открывался космический вид – будто сидишь на вершине грандиозного амфитеатра и наблюдаешь за движением вселенной. Вот-вот должно начаться первое действие – восход уже разгорался вдали, где-то над Балаклавой. В ближней перспективе еще темнели в предрассветном сумраке полуразрушенный Свято-Георгиевский монастырь, Яшмовый пляж и скала Святого Георгия в море. Внизу шелестели волны – прямо под обрывом высотой метров 150. Из воды, как уши морского чудовища, выступали две скалы. Еще одно чуткое гигантское «ухо», а по сути – такой же остаток застывшей вулканической лавы – замыкало амфитеатр с запада.
Снизу к сидящему на каменной площадке Цою поднимался спортивного вида смуглый темноволосый мужчина в белой куртке, прямо на ходу он вытирал голову полотенцем.
– Салам, Виктор.
– Доброе утро, Талгат Кадырович.
– Там такой хороший пляж, но спускаться – убиться можно. Бетонная лестница почти разрушена, а тропа очень сыпучая… Начинают в 8?
– Да. Скоро пойду.
– Давай, – и Талгат Нигматулин легко зашагал в сторону съемочной площадки.
«Да чтоб я так в 40 лет лазил по утрам по скалам. И это после всего, что с ним было…», – Цой проводил коллегу по съемкам уважительным взглядом.
Десять лет назад 18-летний Виктор, как и многие, смотрел «Пиратов XX века» – первый боевик СССР. Фильм стал самым кассовым за всю историю проката. Еще бы – впервые на советском экране демонстрировались приемы карате и нездешней красоты драки. Особенно вот это: Талгат Нигматуллин с пронзительным криком в высоком прыжке ногой отправляет в нокаут героя актера Николая Еременко. Мрачное обаяние мерзавца-пирата, «убийцы без нервов» Малыша-Салеха зашкаливало. Те, кто в теме, наградили Нигматулина званием «советский Брюс Ли» – за восточную внешность и владение карате.
А потом в Прибалтике с ним произошла та трагедия. На квартире богемного художника в Вильнюсе он едва не погиб от рук членов секты «Четвертый путь».
Цой и сам время от времени занимался восточными единоборствами, хотя карате в 80-х уже законодательно было под запретом, за обучение приемам грозила тюрьма, секции и учителя перешли на нелегальное положение. В подпольной среде каратистов об этой трагедии рассказывали, что идеологи-руководители секты, которым Талгат излишне доверял, обучался у них духовным практикам и даже давал внушительные суммы денег, срочно вызвали актера из Ташкента. Как выяснилось уже на месте – в качестве бойца-рэкетира. Назрел конфликт с отколовшимися сектантами, из них нужно было выбить деньги. Но неожиданно Нигматулин оказался участвовать в физической расправе – то есть проявил неповиновение. И тогда ему устроили ад.
Возможно, свою роль сыграло еще и то, что Нигматулин был знаменитостью. Во всех киосках на витринах как раз висел свежий январский «Советский экран» с его обезоруживающей улыбкой на обложке. А неказистый гуру секты с манией величия до помутнения рассудка завидовал популярности актера и его умению притягивать людей.
В той квартире Талгат оказался один против пятерых. Шансов на спасение было мало, он получил тяжелые ранения. Но тренированное тело и опыт каратиста не подвели - Нигматулину удалось в драке вырубить двоих. Они скончались в больнице, в том числе и инициатор разборок – идеолог секты. Состоялся суд, Нигматулину дали аж четыре года – видимо, чтобы другим каратистам «неповадно было».
В прошлом году он вышел на свободу, где его ждали жена Венера, дочка Линда и сын от предыдущего брака Саид. Рвались старые связи, наступали новые жесткие времена. Нигматулину нужна была работа. Тогда режиссер Рашид Нугманов изменил своей традиции не связываться с профессиональными актерами и сам предложил ему поучаствовать в новом проекте. Виктор как соавтор фильма не возражал. Круто же оказаться в кадре с самым знаменитым каратистом Союза и «проклятым метисом – индейцем Джо», которым пугали детей.
Удивительно, но Нигматулин, вопреки своим наиболее известным образам злодеев, был сама интеллигентность и мягкая доброжелательность. Ни актерским опытом, ни режиссерским образованием (а за плечами у него был ВГИК) не козырял и оказался очень органичен в роли таинственного Учителя. Нугманов остался доволен пробами. Мрачная целеустремленность Цоя и мудрая философичность Нигматулина производили впечатляющий эффект, как огонь и вода. Они уже отсняли эпизод в спортзале:
Цой и Учитель сидят на циновке. На заднем фоне занимаются ушуисты.
УЧИТЕЛЬ. Я не могу привлечь к этому учеников. Ты понимаешь меня?
ЦОЙ. Мне не нужны твои ученики. Мне нужен учитель твоих учеников.
Учитель подходит к окну, затянутому рисовой бумагой.
УЧИТЕЛЬ. В этом году очень странно цвела вишня. Ты заметил? В апреле были заморозки, а потом в один день наступила жара. Я сидел у реки, и к вечеру распустились бутоны; очень быстро, в течение нескольких часов. Но странно не это. Странно то, что распустилась половина бутонов. Остальные сохраняли свою девственность, словно предчувствуя недолговечность тепла. И правда, спустя два дня вновь ударили заморозки, и все скорые цветы погибли. Что это было? Слепая игра природы? Или безумное желание насладиться минутной бесплодной радостью, сохранив вместе с тем своё целомудрие?
ЦОЙ. (Встаёт). Твой ответ?
УЧИТЕЛЬ. Меня ждут ученики.
ЦОЙ. Ну что ж, прощай. Я сказал, как нас найти.
К тому же выяснилось, что Гурьянов и Нигматулин оба снимались в знаменитом ленфильмовском телесериале «Противостояние»: Густав мелькнул в эпизодической роли немецкого офицера, а Талгат Нигматулин сыграл капитана Уразбаева. Это была его последняя роль перед происшествием, разделившим жизнь актера на «до» и «после».
Виктор посмотрел на часы – пора идти. До турбазы «Каравелла», где располагалась основная съемочная площадка нового фильма «Дети Солнца», было примерно полчаса хода по рыжеватому, как шкура тигра, обрывистому берегу вдоль моря в сторону белых скал. А если ускориться, то можно еще и успеть искупаться у грота Дианы. Цой кайфовал от этих мест – иди куда хочешь, везде красиво и минимум людей. Хотя в прошлый раз на съемках «Иглы» тоже колорита хватало – в ветреной октябрьской пустыне с кораблем-призраком возле умирающего Аральского моря.
Снимать «Детей Солнца» на легендарном мысе Фиолент в Крыму между Севастополем и Балаклавой было делом, конечно, непростым, учитывая статус Севастополя как «закрытого» города. Но то, что было немыслимым еще два-три года назад, сегодня оказалось более-менее реальным.
Сначала Нугманов планировал сделать местом съемок пионерлагерь в Подмосковье или под Ленинградом. Где еще так зримо можно показать слом эпох: раньше по дорожкам бегали пионеры, теперь – бандиты. Большой привет «шестидесятникам» и фильму «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен». Однако по мере вхождения в тему стала очевидной визуальная бедность будущей картины. Не спасут даже драки и постоянная демонстрация голого торса главного героя. Стильный иронический триллер-боевик, каким задумывался фильм, грозил превратиться в глумливый перестроечный треш. Цой как автор идеи был против – этим добром уже все наелись, на это даже не стоит тратить время и деньги.
Перенести съёмки «Детей Солнца» в многоликий Крым предложил руководитель объединения «Круг» при «Мосфильме» Сергей Соловьев.
К проекту вместе с «Казахфильмом» и «Мосфильмом» подключилась недавно созданная студия «Ялтафильм», бюджет картины вырос. А Цой про себя усмехнулся такому повороту: почти десять лет назад, летом 1981 года, именно под крымским солнцем – правда, на востоке, в поселке Морское возле Судака – у троих ленинградских парней появилась идея играть вместе. Так начиналось будущее «КИНО»...