Найти тему

«Тайная история» Донны Тартт

«В горах уже начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения. Кстати, нашли его только через десять дней после гибели. <…> Странно, но бесхитростный план Генри прекрасно сработал, несмотря на все непредвиденные обстоятельства. Мы ведь вовсе не собирались прятать тело. На самом деле мы просто оставили его там, куда оно упало, понадеявшись, что случайный прохожий наткнется на него».

Роман Донны Тартт «Тайная история» начинается с убийства. Перед нами инверсионный или аналитический тип структуры произведения. То есть сначала следствие – потом причины. Главный герой Ричард Пейпен размышляет об убийстве, к которому он оказался причастен будучи молодым и неопытным студентом Хэмпден-колледжа.

По данным Википедии, основой для романа послужил автобиографический опыт. Донна Тартт тщательно оберегает свою частную жизнь, потому затрудняюсь сообщить, какой конкретно факт ее биографии послужил основой для сюжета.

Однако с первых страниц легко угадывается прообраз основного места действия «Тайной истории». В завязке романа главный герой всеми правдами и неправдами отправляется учиться в Хэмпден-колледж в Вермонте. Донна Тартт в студенческие годы тоже обучалась в Вермонте, но уже в самом настоящем колледже - Беннингтонском. Там она, как и главный герой, изучала классическую филологию.

Беннингтонский колледж
Беннингтонский колледж
Донна Тартт
Донна Тартт

Легко гуглится и то, чем в основном занимались студенты из богатых семей помимо учебы: пили, употребляли и страдали. Также легко поиск выдает и Беннингтонский треугольник — так американский писатель Джозеф Ситроу назвал местность, где в 1945 — 1950 годы пропадали люди.

-3

И если американская периодика и телевиденье окрестили эти исчезновения мистическими, то Донна Тартт с первых страниц называет причину (бесхитростную, как план Генри) – убийство. Автор без нагнетания жути и мистики закутывает читателя в собственное покрывало, сотканное уже из особых нитей.

С самого момента прибытия главного героя в Хэмпден мы наблюдаем двойственную атмосферу этого места:

«…я не сомневался, что моя комната будет мрачной и неприглядной, и потому страшно удивился, увидев ее: светлая, с большими, выходящими на север окнами. <…> В первый вечер я сидел на кровати, смотрел на серые стены, медленно покрывавшиеся золотом заката, а затем погружавшиеся в черноту, и слушал, как где-то на другом конце коридора невидимое сопрано совершает головокружительные взлеты и падения».
-4
«Потрясение, которое я испытал, в первый раз увидев березу ночью, – в темноте она тянулась ввысь, изящная и холодная как привидение. И сами ночи, не умещавшиеся в воображении: черные, ветреные, безбрежные в исступленном хаосе звезд».

С одной стороны, мы видим яркую, притягательную картинку благоустроенной хэмпденской жизни, а с другой – эта картинка омрачена в глазах героя. Он - оборотень, зашедший на чужую территорию, его восприятие пронизано страхом, несмотря на то, что мимикрировал он успешно. Донна Тартт передает эти тонкие моменты с помощью двух приемов, которые ярко выделяются на протяжении всего произведения и производят неизгладимое впечатление: это описания с отсылками на произведения искусства и танатопоэтика (поэтика литературного произведения, связанная с темой смерти).

Система символов и восприятие главного героя отнюдь не случайно. Перед нами не детективная история, а история о последствиях убийства для всех, кто его совершил.

Пятеро героев изучают древнегреческий язык в Хэмдене под руководством Джулиана Морроу – интеллектуала из состоятельной семьи, о котором отзываются в равной степени как о гении и как о мошеннике.

Среди студентов явный лидер Генри Винтер («Его можно было бы назвать красивым, будь его черты более подвижными, а глаза за стеклами очков более выразительными и живыми. Он носил темные костюмы английского покроя и всегда появлялся с длинным черным зонтом».)

Близнецы Камилла и Чарльз Маколей («… с лицами такими же ясными радостными и полнокровными, как лица ангелов на картинах фламандцев; в удушливом смоге сигарет и мрачных умствований они мелькали то тут то там, словно призраки гостей давным-давно минувшего чаепития в саду».)

Френсис Абернати («Черной птицей он шагал через луг, и полы его пальто, точно крылья, угрюмо хлопали по ветру».)

И Банни Коркоран («… неряшливый, розовощекий блондин, неизменно пребывавший в приподнятом настроении»), с которым, как вы поняли из пролога, нам вскоре предстоит проститься.

Главному герою (Ричарду Пейпену) эта пятерка кажется «абсолютно недоступной», и ему безумно хочется попасть в их круг, который представляется скорее элитным клубом, чем студенческой группой. По мере продвижения сюжета, Ричард узнает, что у профессора Морроу особенные методы преподавания. Есть в них что-то сектантское: для полного погружения в философию античности, он требует от учеников отказаться от изучения других предметов, чем фактически изолирует их от мира. Студенты же с готовностью поддерживают метод профессора и без стеснения верят в собственную избранность. Древнегреческий язык и философия, и языческие ритуалы, сформировавшие культуру, которую с жадностью впитывают студенты Морроу, становятся для них игрой. И очень скоро игра приводит к трагическим последствиям.

«Тайная история» - это история о том, как иллюзии о других людях, созданные в нашем же воображении, могут разрушить жизнь. И о высоком интеллекте, легко помещающемся в одну черепную коробку вместе с безнравственностью и ранимостью, тщеславием и презрением к себе.

Цель этой статьи — познакомить вас с автором и заинтересовать романом, поэтому я не коснулась темы древнегреческой философии и ритуалов, которые составляют важную часть сюжета. Античному коду в этом романе посвящена целая научная статья. И я бы рекомендовала ознакомиться с ней уже после прочтения романа.

Лично для меня - это поучительная история и о влиянии, какое античная культура способна оказать на молодой, не сформировавшийся мозг :)

Читайте хорошие книги и берегите головы!

-5