Рассказывать о талантливом музыканте всегда приятно. А Джонни Гринвуд, без сомнения, талантлив. Помимо непосредственного участия в качестве гитариста в группе RADIOHEAD он известен работой для кинематографа, так как обладает даром композитора, благодаря которому его нередко приглашают режиссеры для создания музыки к фильмам.
Но сегодняшняя история будет не о саундтреках, сочиненных Гринвудом, а о его уникальных исполнительских качествах. Дело в том, что Джонни – настоящий мультиинструменталист, причем очень высокого уровня.
Разумеется, он не сразу им стал, а в результате упорного многолетнего труда. Сегодня он профессионал, но в начале музыкальной карьеры Джонни мало что умел, зато брался за все охотно, что привело однажды к возникновению анекдотичной ситуации.
Это случилось в середине восьмидесятых, когда несколько учеников из частной школы для мальчиков английского города Абингдон, что в Оксфордшире, собрали группу под названием On a Friday, позднее переименованную в Radiohead.
Джонни был самым младшим из них, и его взяли по просьбе старшего брата Колина, басиста группы. Вначале он играл на губной гармошке, а гитаристом стал позднее. Но между этими двумя инструментами Гринвуд попробовал себя в роли клавишника. И это было довольно забавно.
В группе Тома Йорка уже был клавишник, но он, по словам Джонни, “играл слишком громко”, и музыканты с ним не очень-то ладили и в конце концов предложили эту роль Гринвуду.
Он сразу же согласился, хотя не имел ни малейшего представления, как управляться с инструментом. Тем не менее, Джонни нашел выход. Вот как это было: “Когда я начал играть на клавишных, – вспоминает он, – первым делом я их… выключил. Но этого никто не заметил”.
Остальные музыканты играли так шумно, что Гринвуду удавалось дурачить их довольно долго. Однажды Том Йорк сказал ему: “Я не совсем слышу, что ты делаешь, но думаю, что ты добавляешь очень интересную текстуру, потому что я могу сказать, когда ты не играешь”.
“А я про себя думаю, – продолжает Джонни, – нет, ты не можешь этого сказать, потому что я и правда не играю. Постепенно я все-таки стал включать клавишные, но ненадолго и осторожно. Вот так я начал работать с Radiohead”.
Потом, конечно же, Гринвуд освоил этот инструмент, а также научился играть на гитаре, альте, флейте, банджо, металлофоне и даже на арфе. Однажды в интервью он рассказал, что ему нравится “борьба с инструментами, на которых я не умею играть”, имея в виду овладение ими.
И все же есть еще один инструмент, с которым Джонни пока не справился – это виолончель. “Долгие годы, – говорит он, – я боролся с альтом, а недавно начал возиться со старой, потрепанной виолончелью. Из нее намного легче извлекать приятные звуки, и я жалею, что не начал играть на ней в детстве”.
И в заключение давайте послушаем оркестровую композицию Джонни Гринвуда “Open Spaces”, написанную им для фильма Пола Томаса Андерсона “There Will Be Blood”, который в нашем прокате шел под названием “Нефть”.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаю в рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте и на телеграм-канал Castle Rock.
Всех благ!