Остров Канта в Калининграде. Парк скульптур, Кафедральный собор, музей, могила Канта, старинные мосты и многое другое.

954 прочитали
Фото автора.
Фото автора.

Доброго Вам времени суток! Вот мы с Вами и подошли к одному из знаковых мест Калининграда – острову Канта. В старом Кенигсберге этот остров назывался Кнайпхоф, это название переводят по-разному, но многие сходятся на «месте, окруженном водой», в общем – просто остров. Но этот просто остров был бы таковым, если бы там не находился один из главных символов Калининграда-Кенигсберга – Домский собор Богоматери и Святого Адальберта, для удобства будем его называть просто – Кафедральный собор. До него мы еще обязательно дойдем и даже побываем внутри, но чуть позже, а пока мы выходим на эстакадный мост, перекинутый над обоими рукавами реки Преголи и проходящий над островом Канта.

Заходим на остров Канта.

Эстакадный мост был построен в 1972 году взамен двух из семи мостов Кенигсберга – Лавочного и Зеленого, он является частью Ленинского проспекта, по которому мы сюда и пришли, кстати, о том, как мы сюда шли и что встретили по пути – я уже рассказывал, можете прочитать, если не читали. Примерно в середине моста имеется пешеходный спуск с него на остров Канта, по нему мы и спускаемся вниз на остров. Спустившись, перед нами открывается широкая аллея, выложенная плиткой, между густой зелени высоких деревьев, в конце которой возвышается шпиль башни Кафедрального собора.

Фото автора.
Фото автора.

Парк скульптур.

Прямо по широкой аллее мы не пошли, а свернули направо, где в тени деревьев расположился парк скульптур, тем более что в конце аллеи, ближе к собору, проводились строительные работы – укладывали новую плитку. А парк скульптур здесь возник относительно недавно – в семидесятые годы прошлого века, примерно вместе с возведением нового моста. Не сказать, что скульптуры в этом парке меня порадовали или приятно удивили, скорее, некоторые из них, позабавили. Я не буду их все описывать, многие из них, это просто дань тому времени и чье-то «новаторское» видение современного искусства. А начинается вся эта экспозиция с Юрия Алексеевича Гагарина.

Дальше, при продвижении по этому парку, количество скульптур заметно снизилось и на широкой поляне перед нами предстал во весь рост Александр Блок. А немного подальше другой знаменитый русский-советский писатель Максим Горький.

Ну а пройдя еще немного, мое внимание привлекло вот такое раскидистое, с листьями весьма необычного цвета, дерево. Кстати, насколько я знаю, этот парк в советское время первоначально планировался как дендропарк, видимо это одно из тех насаждений дендрария. Названия этого растения я не знаю, извините – не специалист, но выглядит необычно и привлекательно. Вообще, в Калининграде я заметил большое количество таких деревьев и кустарников, которые в средней полосе России не растут, а скорее их можно встретить в южных регионах нашей страны. Ну и конечно, как я уже ранее отмечал, многие растения в это время цвели и благоухали.

Кафедральный собор.

Пройдя парк скульптур, он же дендрарий, правда, скульптур мы еще увидим немало, мы выходим к главной достопримечательности, не только этого острова, но и всего города – к Кафедральному собору. Вышли мы на небольшую площадь, и перед тем, как зайти внутрь собора, мы его осмотрим снаружи, сначала с западной стороны, как раз там, где возвышается башня с часами и флюгером.

Думаю, самое время немного рассказать об истории этого собора. Собор был построен в стиле ганзейской или северогерманской готики. Строить его начали в первой половине XIV века, а именно, датой его основания считается 13 сентября 1333 года, так как этим числом датируется первое упоминание об этом соборе. Датой окончания строительства главного католического собора Тевтонского ордена считается 1380 год, но и в последующие годы и века он неоднократно достраивался и перестраивался, так, например, башня с флюгером была пристроена только в 1553 году.

Фото автора.
Фото автора.

Но к тому времени этот храм уже не был католическим, а стал лютеранским, последняя католическая служба прошла в нем в 1519 году, в 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Да, да, этот остров-город тогда составлял один из трех городов Кенигсберга. Вскоре, в 1544 году, по соседству с собором возникает здание университета Альбертина – детище герцога Альбрехта Гогенцоллерна. Собор при нем выполнял функции университетской церкви.

Фото автора.
Фото автора.

С 1650 года в южной его башне располагается Валленродтская библиотека – уникальное собрание старинных книг и манускриптов. А до этого – с 1558 года там начали хоронить профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрел там покой в 1804 году. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана», он значительно отличается по своей архитектуре от самого собора. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.

Во время массированной английской бомбардировки в 1944 году большая часть собора изнутри выгорела, но несущие стены в основном остались. После войны власти долго не могли решить, что с ним делать, помогла могила признанного, в том числе и в Советском Союзе, ученого-философа Иммануила Канта, есть мнение, что именно это и спасло его от сноса. Позже его объявили памятником архитектуры и в конце концов начали реставрировать.

Сейчас в восстановленном здании собора располагаются лютеранская и православная часовни, а также музей собора и музей Иммануила Канта. Кроме того, здесь есть органный зал, в котором установлен самый большой в России орган. А первый орган здесь появился еще в 1695 году. Мы в органном зале не были, но я Вам покажу фотографии, любезно предоставленные нашим другом Константином Гончаровым, побывавшим там за пару месяцев до нас.

Музей собора и Канта.

За то мы побывали в музее! Чтобы попасть в музей, нужно купить билеты в киоске напротив входа в собор, через площадь. Кому интересно, показываю цены на билеты.

Фото автора.
Фото автора.

Но сначала мы ненадолго обратим внимание на еще один памятник на этой площади – это памятник молодому Петру I, который, во время своего «великого посольства», побывал в Кенигсберге в 1697 году. Здесь русский царь был радушно принят тогдашним курфюрстом Бранденбурга Фридрихом III, они даже стали друзьями, позже Фридрих первым признал Петра императором Всероссийским, а Петр, в свою очередь, первым признал Фридриха первым королем Пруссии – Фридрихом Первым.

Фото автора.
Фото автора.

Посмотрев на молодого Петра, мы заходим в музей. Когда заходишь под своды собора, попадаешь в небольшой холл, через который двери напротив ведут в органный зал, а слева вход в православную часовню, но, не доходя до нее, есть еще неприметная, закругленная сверху, деревянная дверь, хорошо, хоть на ней крупными буквами написано «Музей». Входим за эту дверь и попадаем на узкую винтовую лестницу, по которой надо подняться наверх. Людям с ограниченными возможностями здесь будет непросто.

Фото автора.
Фото автора.

Поднявшись, попадаем в первый зал экспозиции, где нас встречают четыре молодых человека (манекены, конечно) в исторической средневековой одежде времен Тевтонского ордена. Тут же различные экземпляры древних украшений и утвари, найденной, видимо, во время раскопок.

Фото автора.
Фото автора.

Всю соседнюю комнату занимает большой макет Кенигсберга, каким он был в 1937 году, выполненный художником-архитектором музея «Кафедральный собор» Дарышевым Альбертом Михайловичем.

Еще там есть копия прижизненного портрета 1522 года Альбрехта Бранденбург-Ансбахского. Тут же уменьшенная копия его памятника, утерянного во время Второй Мировой войны, но в 2005 году этот памятник был воссоздан на довоенном постаменте, его мы еще увидим.

В соседней комнате развешаны фотографии восстановления собора и его уменьшенная копия под стеклянным колпаком. Особенно интересна фотография, на которой запечатлена установка конусного купола со шпилем на башню собора при помощи вертолета. Интересно, как в старые времена этот купол устанавливали?

Потом мы опять поднимаемся наверх, но уже по деревянной лестнице с резными перилами, и попадаем в ту самую Валленродтскую библиотеку, которая была создана здесь в 1650 году, конечно, уже воссозданную в 2005 году к 750-летию Кенигсберга-Калининграда. Кроме высоких стеллажей с книгами, правда, не знаю, насколько они старинные и ценные, в этой комнате есть еще много интересного, например, бюсты Гегеля и Шеллинга, или пресс для брошюровки книг XIX века, или глобус со средневековыми названиями и представлениями об очертаниях материков.

В соседней комнате размещены, в основном, экспонаты, представляющие интерес для нумизматов, но и не только.

А в другом соседнем помещении все экспонаты посвящены «русскому Кенигсбергу», в основном времен, когда Восточная Пруссия при императрице Елизавете Петровне входила в состав Российской Империи. Кстати, Иммануил Кант тогда принял российское подданство, а когда Петр III вернул прусские земли королю Фридриху, Кант не стал отрекаться от России и не принял повторно подданство Пруссии.

Вокруг собора.

Конечно, рассказывать обо всех экспонатах этого музея я не буду, да и показать не смогу, это не формат одной статьи, а лучше, вообще, увидеть это все своими глазами, поэтому здесь о содержимом музея я свой рассказ и прекращаю, но эта часть нашего путешествия еще не закончена, мы снова выходим на улицу. Дальше мы идем вокруг собора и неспешно рассматриваем все достопримечательности вокруг него.

А вот тот самый герцог Альбрехт – основатель Кенигсбергского университета, уменьшенную копию этого памятника мы видели в музее, правда это тоже копия, сделанная в 2005 году.

Потом проходим дальше вдоль северной стены собора с эпитафиями захороненных здесь профессоров университета, уважаемых прусских чиновников и даже их жен, и доходим до старинной морской пушки, то ли конца XVIII, то ли начала XIX века.

Набережная, синагога и мосты.

Потом выходим на Набережную Преголи и идем в обратную сторону, чтобы увидеть два моста, синагогу и Рыбную деревню. Первый мост, выше по течению от острова Канта, это «Деревянный мост», трудно поверить, что он на самом деле деревянный, кажется металлическим на каменных опорах. Построен он был в 1404 году, а реконструирован в 1904 году, говорят, что в том виде он и сохранился до наших дней.

Фото автора.
Фото автора.

Перед тем как дойти до следующего моста – «Медового», на другой стороне реки привлекает к себе внимание возвышающееся здание с круглым куполом. Это здание исторической синагоги, восстановленное в наше время по старинным чертежам и фотографиям.

А теперь мы подходим к Медовому мосту, он соединяет острова Ломзе и Кнайпхоф, это самый молодой из семи мостов, которые начали строить еще в XIV веке для связи между частями города. Мост этот сейчас пешеходный. А построен он был в 1882 году.

Фото автора.
Фото автора.

Еще один хомлин.

Еще этот мост примечателен тем, что на его перилах в 2018 году была установлена первая фигурка из сказочного семейства хомлинов, это Дедушка Карл. Про эти скульптуры, не так давно придуманных одной семейной парой из Калининграда, сказочных персонажей я уже начинал рассказывать, когда мы побывали в Музее янтаря и встретились там с Бабушкой Мартой. Там бабушка, а вот и дедушка, осталось еще пять.

Рыбная деревня.

А сразу за мостом расположилась «Рыбная деревня», это этнографический торгово-ремесленный центр на берегу реки Преголи, основанный в 2005 году в честь 750-летия Кенигсберга-Калининграда. Дома в этой «деревни», конечно, современные, но стилизованные под старину.

Еще одна неоднозначная скульптура.

Постояв на Медовом мосту, осматривая округу и поздоровавшись с дедушкой хомлином, мы вернулись обратно на остров Канта, и тут я увидел еще одну примечательную скульптурную композицию, на которой запечатлены в камне, как будто, атлант и кариатида, только весьма пышных форм, особенно кариатида, а на камне, который они на себе удерживают, вырезаны портреты знаменитых ученых-философов, думаю, Альбертины. Называется это все – «Мир. Созидание». Видимо скульптор так себе представляет эти два слова. А установлено это было здесь в 2012 году.

Высказывания Канта.

Перед тем, как закончить свой рассказ об этом острове, хочу еще показать Вам высказывания Иммануила Канта, выбитые в металлических пластинах, которые вставлены в кирпичную кладку в некоторых местах вокруг собора. Вообще, как я успел заметить, Кант – это самый популярный бренд в Калининграде. А с высказываниями его я согласен!

На этом пока все! Если дочитали до конца, значит Вам было интересно! Стало быть, отмечайте мою писанину лайками и комментируйте!

А кто еще не подписался, подписывайтесь, чтобы и дальше путешествовать вместе, а дальше будет еще много интересного!

И всего Вам доброго!