Найти тему
Pleska-info.by

Классика выходит в люди. Как прошли вечера Большого театра в замке Радзивиллов. Часть 2

Откупорим?

Верный принципу радовать новым, Большой театр завершил второй вечер в замке Радзивиллов новейшей премьерой – оперой Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Премьера в Минске прошла 6 и 7 июня, а 24 июня – пожалуйста, уже в Несвиже!

Нечасто в нынешнее время у нас ставят иностранные режиссеры, поэтому к «Цирюльнику» интерес повышенный: режиссером выступил итальянец Альдо Тарабелла, гордый тем, что прорвал новый «железный занавес» (не путать с театральным). Его в некотором смысле можно назвать специалистом именно по «Севильскому цирюльнику»: Тарабелла уже ставил этот спектакль в Милане, Торонто и Сеуле. В Минске работал в кратчайшие сроки: «свел» спектакль всего за шесть дней, проведя кастинг артистов дистанционно (технологии!) и в значительной степени доверившись дирижеру-постановщику Владимиру Оводку, который – конечно! – дирижировал оперой и в Несвиже.

Сцена из спектакля «Севильский цирюльник», за дирижерским пультом Владимир Оводок
Сцена из спектакля «Севильский цирюльник», за дирижерским пультом Владимир Оводок

Помните, как у Пушкина в самом музыкальном из его произведений – «Моцарт и Сальери»?

«Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,

Как мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

«Севильский цирюльник» – про то, что случилось до «Женитьбы Фигаро». Краткое содержание нужно читать, если вы хотите понять, о чем опера (готовьтесь, что это будет не просто – много передряг, переодеваний, хитростей и «Фигаро здесь, Фигаро там»). Или читать не нужно – если вы хотите просто насладиться музыкой и прекрасными (без всяких натяжек и реверансов в сторону Милана, Торонто и Сеула) голосами. Юрий Городецкий в роли графа Альмавивы был великолепен!

Граф Альмавива (Юрий Городецкий) и Фигаро (Денис Янцевич)
Граф Альмавива (Юрий Городецкий) и Фигаро (Денис Янцевич)

Знаю, что многие белорусские любители оперы сетуют, что Юрий не слишком много занят в спектаклях, и в «Цирюльнике» он – как застоявшаяся в загоне скаковая лошадь (да простит мне Юрий и его поклонники это сравнение), получившая возможность ринуться в галоп! Слушать и смотреть его – наслаждение.

Да, конечно, я понимаю, что блюстители чистоты жанра могут сказать «фу» на это мое «смотреть» применительно к опере. Но кажется мне, что нынче оперу не только слушают, но и смотрят. Всем нужны зрелища для глаз, а не только услада для ушей. Кстати, в «Севильском цирюльнике» в Несвиже декораций было значительно больше, чем в прошедшем накануне балете «Дон Кихот», где обошлись без декораций (если не считать подвесных элементов, самым заметным из которых стали крылья ветряной мельницы – иначе с кем бы сражался Дон Кихот?). В «Цирюльнике» были и лестница, и балкон не только замковый.

Сцена из спектакля «Севильский цирюльник»
Сцена из спектакля «Севильский цирюльник»

Радость зрителям в этот вечер подарили Дмитрий Капилов (Бартоло), Татьяна Гаврилова (Розина), Денис Янцевич (Фигаро), Андрей Селютин (Базилио), Руслан Маспанов (Фиорелло), Екатерина Михновец (Берта) и Святослав Сахаров (Офицер). И хотя сидевшая рядом со мной коллега огорчалась по поводу отсутствия бегущей строки, которая переводит текст арий с итальянского, мне кажется, оперный язык в переводе не слишком нуждается.

Сцена из спектакля «Севильский цирюльник»
Сцена из спектакля «Севильский цирюльник»

Поцелуй для кошки

Особенно если оперный язык – итальянский. В воскресенье в театральном зале замка Радзивиллов давали концерт «Viva l’Italia, Viva l’amore!». Он доказал не только то, что оперный язык в переводе не нуждается, но и то, что оперное пение приходят не только слушать, но и смотреть.

Концерт был выстроен как мини-спектакль. Сначала – напевая, конечно – появляется дама (Анна Гурьева) и наводит в доме порядок. Метла (не для полетов) и холодильник для мороженого при ней. Вот появляется в военной форме солдатик (Андрей Матюшонок). Похоже, это ее сын, который… будем считать (с учетом дальнейших событий) пришел в увольнительную, которую собирается провести если не с пользой, то с удовольствием. Тут возникает дама (Марина Лихошерст) и, судя по песне (а поет она о поцелуях), сердце ее (и не только сердце) изголодалось по любви. Она видит солдата – и переходит в активное наступление. Солдат как будто сопротивляется, но силы очевидно не равны: дама, думаю я, должна победить. Судя по реакции зала, зрители со мной согласны.

Но тут на арену – ой, извините, на сцену, конечно, на сцену – выходит еще одна дама (Екатерина Михновец). И две дамы, борющиеся за одно солдатское сердце, очень символично исполняют «Дуэт кошек» Джоаккино Россини, озорная музыка которого так радовала нас накануне в «Севильском цирюльнике». Какой из кошек достанется солдат? Интрига, однако.

Екатерина Михновец, Андрей Матюшонок и Марина Лихошерст
Екатерина Михновец, Андрей Матюшонок и Марина Лихошерст

Публика любит интриги, а уж когда они лихо завернуты в итальянские песни… В общем, несколько песен спустя герой Андрея Матюшонка достался героине Марины Лихошерст. Недавняя соперница в исполнении Екатерины Михновец надевает на счастливицу фату, а мама в исполнении Анны Гурьевой отставляет в сторону клетку с попугаем и корзинку с мороженым, чтобы все вместе – три дамы, один мужчина и инструментальное трио «Глория» в составе Надежды Сенькевич, Наталья Мурзиной и Екатерины Оковицкой, а также Юлия Щербакова (фортепиано) – исполнить зажигательную неаполитанскую «Funuculi, funicula». Ее пришлось бисировать – настолько публике понравился и подход, и голоса.

Финал концерта «Viva l’Italia, Viva l’amore!»
Финал концерта «Viva l’Italia, Viva l’amore!»

Помните, Валентин Елизарьев говорил, что одна из целей «Вечеров Большого театра в замке Радзивиллов» – радовать? Цель достигнута: зрители уходили в приподнятом настроении. Улыбались даже сурово настроенные в начале концерта мужчины.

Джаз духа

У Михаила Константинова особые отношения с каждым инструментом, на котором он играет (а играет он на многих)
У Михаила Константинова особые отношения с каждым инструментом, на котором он играет (а играет он на многих)

«Обязательно приходите на концерт «A.M.A.D.I.S Brass», – сказал мне играющий в оркестре Большого театра на ударных Михаил Константинов после концерта в костеле, на который пришел обычным слушателем. – Там будут уникальные аранжировки, вам понравится». Чуть позже то же самое повторил играющий на трубе Дмитрий Горбачук: «Обязательно приходите на концерт! Такого вы больше не услышите! И Дарья Горожанко будет».

Дарья Горожанко так пела, что даже пританцовывала
Дарья Горожанко так пела, что даже пританцовывала

Я понимала, что все белорусские меломаны возбуждены предстоящим участием Дарьи в проекте «Большая опера» российского канала «Культура». Но, оказывается, коллеги тоже. Ну, и как было не прийти?

 
Во время концерта «A.M.A.D.I.S Brass», поет Елена Таболич
Во время концерта «A.M.A.D.I.S Brass», поет Елена Таболич

Михаил и Дмитрий, конечно, оказались правы: это было особенное музыкальное представление. Там было все, что мы, зрители, любим – и танго «Утомленное солнце» Ежи Петерсбурского (вы знали, что его автор – поляк?), и танго «Oblivion» Астора Пьяццолы, и колыбельная Клары из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (мы ее больше знаем по первому слову: Summertime), и тема из «Розовой пантеры» («оооо», – пронесся вздох по залу), и песня про то, что «даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает» – и даже немного больше: «O Sole Mio» и «Granada», которые Дмитрия Шабетя не только блестяще исполнил (он продолжает набирать силу, голос и любовь публики), но даже немного похулиганил. «Как, как его фамилия?», – переспрашивала дама из первого ряда. Давно пора запомнить.

Поет Дмитрий Шабетя
Поет Дмитрий Шабетя

Настоящим открытием для всех, кто считает, что оркестр Большого театра создан только для аккомпанирования балетам и операм, стало выступление кларнетиста Виктора Пузыни: он в сопровождении «A.M.A.D.I.S Brass» сыграл две пьесы, которые буквально заставили зал приплясывать.

«A.M.A.D.I.S Brass» – это Дмитрий Горбачук (труба), Александр Антанович (труба), Павел Кунц (валторна), Виктор Яриновский (туба). Как полушутя, полусерьезно сказал мой муж: «Самый главный здесь – Яриновский. Все остальные хотя бы на какое-то время уходили со сцены, а он – ни на минуту». Ну, и, конечно, белые перчатки…

Виктор Яриновский, его туба и его белые перчатки
Виктор Яриновский, его туба и его белые перчатки

В концерте также участвовали Михаил Константинов (ударные), Виктор Пузыня (кларнет), Юлия Щербакова (фортепиано) и Александр Кондратьев (контрабас). Пели Анастасия Москвина, Дмитрий Шабетя, Елена Таболич, Дарья Горожанко и Святослав Сахаров. Вела концерт, как и все остальные в Несвижском замке, Ольга Кажгалиева.

Во время концерта
Во время концерта
(Слева направо) Ведущая концертов Ольга Кажгалиева, Дарья Горожанко, Дмитрий Шабетя, Анастасия Москвина, Елена Таболич, Святослав Сахаров
(Слева направо) Ведущая концертов Ольга Кажгалиева, Дарья Горожанко, Дмитрий Шабетя, Анастасия Москвина, Елена Таболич, Святослав Сахаров

Портреты, лица, события

Завершились «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» грандиозным гала-концертом «Большой театр Беларуси в портретах, лицах, событиях».

Во время репетиции гала-концерта
Во время репетиции гала-концерта

– Это ведь повтор грандиозного концерта в честь 90-летия театра? – спрашиваю одного из моих любимых певцов Святослава Трифонова (очень люблю его Ворону в «Дикой охоте короля Стаха» и во многих других ролях). Кстати, концерты в Несвиже хороши еще и тем, что вы можете поболтать с любимыми артистами вот так запросто – во дворе замка, на дорожках, в парке… Они здесь все немного расслабленные (хоть и работают, но все же на в другой обстановке) и готовы к общению. А буквально через день после завершения фестиваля в Несвиже пришла новость: Святославу Трифонову присвоено звание Народный артист Беларуси. Поздравляем!

– Это он и есть, этот концерт. Хотя, сами понимаете, все повторить не получится. Когда был концерт в театре, на сцену вышли представители всех цехов – швейного и остальных. Сюда они, конечно, не приехали.

А, подумала я, вот что имели в виду зрители того концерта (меня не было в Беларуси, и я не смогла его увидеть), которые говорили, что «было так трогательно, до слез».

В Несвиже у зрителей слезы не капали, но восторг и аплодисменты были нешуточными. Театр показал то, чем по-настоящему гордится, то, что сегодня является его визитной карточкой. Хотя во время самого концерта «визитной карточкой» назвали только один номер: адажио из балета Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии народного артиста СССР и Беларуси Валентина Елизарьева, которое исполнили Людмила Хитрова и Антон Кравченко.

-16
Людмила Хитрова и Антон Кравченко во время репетиции
Людмила Хитрова и Антон Кравченко во время репетиции
-18
-19
Людмила Хитрова и Антон Кравченко во время гала-концерта
Людмила Хитрова и Антон Кравченко во время гала-концерта

«Вот сколько раз я его смотрю, а никогда не надоедает. Только восторг!», – сказал мой муж. А уж он балетов посмотрел… поверьте мне (куда ему деваться?).

Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» исполняет Владимир Громов
Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» исполняет Владимир Громов
Сцена из балета «Ромео и Джульетта». Джульетта – Людмила Хитрова, Парис – Игорь Артамонов
Сцена из балета «Ромео и Джульетта». Джульетта – Людмила Хитрова, Парис – Игорь Артамонов
Сцена из оперы «Дикая охота короля Стаха»
Сцена из оперы «Дикая охота короля Стаха»

В этом концерте действительно были все хиты – и давние, и нынешние. Открывала его (после «Фанфар») сцена из оперы «Кармен»: именно с нее началась история белорусского Большого. Здесь были и «Испанский танец» из «Лебединого озера» (да, всегда аншлаги), и «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» (что ни говорите, а лицо белорусского балета, по которому его узнают в других странах – это постановки Валентина Елизарьева), и ария Кизгайло из оперы «Седая легенда», и бесподобный краковяк из оперы «Дикая охота короля Стаха», и баркарола из «Сказок Гофмана».

Сцена из оперы «Макбет», солируют Татьяна Третьяк и Станислав Трифонов
Сцена из оперы «Макбет», солируют Татьяна Третьяк и Станислав Трифонов
-25

И много чего еще было – праздничного, искрящегося, как шампанское, которое должно было быть в тех бокалах, которые артисты то и дело поднимали в «Застольных» (из «Макбета» и, конечно, «Травиаты» – что за праздник без нее?).

У этого концерта был только один недостаток: слишком быстро закончился.

Финал гала-концерта
Финал гала-концерта
-27

Как, кажется, и все «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов»: и это все?

Зрители и впечатления

-28

Конечно, всегда есть скептики, которые ворчат: «Звук из динамиков... Балет на подтанцовке у оркестра… И это создаёт неповторимую атмосферу?». Без сложностей, само собой, не обходится. Когда во время концертов в театральном зале во дворе замка идет оркестровая репетиция, при открытых окнах в зале слышно сразу две музыки – да, есть такое. Вечерние представления заканчиваются то слишком поздно (если вы не ночуете в Несвиже), то начинаются рановато, и дневной свет может мешать восприятию. Но я настаиваю: в Несвиже есть своя особая атмосфера. Здесь очень много детей – в театре столько бывает только на детских спектаклях, а тут – на всех. И видели бы вы их глаза! Может быть, сегодня эти дети не выдержат весь спектакль, но завтра… Завтра они могут вырасти настоящими театралами! Как это случилось, например, со мной: меня родители взяли на «Жизель», когда мне было пять лет, и с тех пор я – преданная балетоманка.

-29
-30
Зрители на спектаклях были самые разные, но нужны все!
Зрители на спектаклях были самые разные, но нужны все!

Для себя после трех дней в Несвиже я сделала несколько выводов. В следующем году надо ехать! Обязательно нужно сходить на «Севильский цирюльник» в театре (меня не было в Беларуси, когда была премьера). И надо завести привычку ходить на концерты в камерном зале театра: там видишь и – что главное – слышишь музыкантов вне оперного репертуара, и это оборачивается интересными открытиями.

Несвиж, до новых встреч!

-32
Артистка балета Анастасия Ярош с автором
Артистка балета Анастасия Ярош с автором

Фото: Михаил ПЕНЬЕВСКОЙ