Найти в Дзене

1.3. Мифология Красного холма. Часть 2

Полёт Жар-Птицы

Предлагаю пройти пару километров на юго-запад от Красного Буерака, через вершину Красного холма, в сторону Нижнего Брусланова, и познакомиться с Матерью всех земных людей и богов, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь \16 и 17/.

Золотая Баба и Зайцев Владимир
Золотая Баба и Зайцев Владимир

Зайцев Владимир, не был эрудитом, не различал фигуры. Простой деревенский пастух, много лет любовался большим камнем-песчаником, и показал мне живописное место.

Начало главы смотрите по ссылке

Мифология Красного холма. Часть 1 https://dzen.ru/a/aSqI9PbaQl3Gfl7m

Богиня-роженица, лежит животом вверх на западном склоне оврага Лоск и смотрит в небо. Красавица откинула волну волос в правую сторону на каменную подушку, манит пышным телом и большими шикарными грудями. Костяная копия этой Макоши – Венера Палеолитическая, найдена в древнейшем кургане у села Гагарино и теперь хранится в музее. Археологи не видели оригинал, который лежит всего-то в 18-ти км, выше по Дону на координатах: N 52 градуса 54 минуты 50 секунд и E 39 градусов 00 минут 00 секунд.

Стал я перелистывать «Велесову Книгу», вдруг божественная мама перевоплотилась, и предстала передо мной в образе сияющей Жар-Птицы:

«И вот Матерь Сва бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся, сияя светом. И все перья её – иные: красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, и идёт Она близ ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов» (35).

Макошь в образе Жар-Птицы
Макошь в образе Жар-Птицы

Здесь Матерь Сва – священная птица, реинкарнация Великой Матери. В санскрите «сва» – означает «своя», «самосущая». Обе фигуры составляются из одних и тех же деталей. В первом образе выступает женщина, а во втором, перевёрнутая на живот дама превращается в птицу, при этом её рука становится крылом. Ноги птицы не видны под крыльями, глазки закрыты в полудрёме, голова повёрнута в сторону Красного Буерака. Статуя устроилась «близ ясуни» – на краю света, на самом дальнем рубеже русского мира у священного светлого Дона, за которым рождается солнце.

«Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, и таким образом являлся творцом небесного огня. Земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Отсюда понятно, почему славянин молился огню, как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности: возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С восходом солнца, с возжжением его светильника, соединялась мысль о его возрождении, потому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу» (36).

Никитская церковь села Тютчево
Никитская церковь села Тютчево

Сварог светородный жжёт мои оконца,

Неумытых речек разжигает донца,

Отражаясь в шлеме Воина Никиты –

Храм сияет светом Куликовской битвы.

Светоносный Дон притекает к Красному холму с востока прямо, в упор. Его линия пересекает святилище. Сварог зажигает солнце. Святовит всегда смотрит в сторону богини, и переводит на неё первый луч. С первым всполохом Макошь проснётся, преобразится в Жар-Птицу, исполнит звонкую скворечью песенку с прихлопом, подскочит, поймает лавину света, отражённого донским потоком, засияет как Солнце-царь, расправит крылья, при этом перья её «красные, синие, рыже-бурые, жёлтые и серебряные, золотые и белые» вспыхнут «седьмой красой, завещанной от богов». Царица Мира, «как в огне вся, сияя светом», умчится в небеса.

Жар-Птица – чудо-Солнце, восходящее на донском берегу!

Алтарь у Макоши
Алтарь у Макоши

Алтари

Богиня-Матерь имеет особое почтение. В соответствии со статусом, ей служит алтарь. В двадцати метрах от Макоши, на дне оврага вверх по течению, лежит четырёхугольная двухметровая плита толщиной до метра. В вешний день Радуницы в природе начинается новый год и открывается благодатный летний сезон. Ручей, проносивший по дну Истобного оврага талые воды, ночью несколько затихал. Приходили люди и ставили дары. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался, ручей смывал подарки и уносил в священный Дон мимо Макоши. Будто бы в заветный день сам Световид регулировал солнечный свет и воду в ручье. Если боги гневались – подмораживало, и вода не прибывала.

«На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» (37).

Световидов алтарь в Красном Буераке
Световидов алтарь в Красном Буераке

Каменные персонажи составляют в Красном Буераке уникальный языческий пантеон. На дне оврага, сразу за Чуром, перед Световидом и Колобком лежит толстый камень-песчаник треугольной формы (каждому персонажу – свой угол) с размером сторон два на три метра \23/. Бурный весенний поток смывал подарки с Алтаря и через луговину уносил в Мечу и в Дон. Обширный конус выноса, хорошо виден на луговине \20/. Поискать бы в нём осколки от ритуальной посуды.

«Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» (38).

Возможно, погребальный костёр жгли на главной песчаниковой плите, прямо на Макоши. Как бы то ни было, на её верхней поверхности заметны следы пожара. За тысячу лет дожди смыли все улики, осталось большое тёмное пятно.

У верхней черты Волотовой Могилы лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от погребального костра. Место сильно изрыто грабителями, повсюду валяются черепки от керамической посуды.

Оказывается, наш Ящер, он же Змей-Горыныч – повелитель подземного царства. Совсем неслучайно его оттиск представлен на камне, который высунулся из-под земли. Плоская поверхность этого же камня служит жертвенником Горыне, Горынычу и Горбунку.

Вполне логично: алтарём Велесу служит песчаниковая плита с оттиском Мёртвого Коня, как бы принесённого ему в жертву. Отсюда пошли ритуалы принесения коней Световиду в жертву, хорошо известные из летописей.

Макошь с Полной Чашей на голове
Макошь с Полной Чашей на голове

Дом ваш – Полная Чаша!

В мифах, по Кайсарову, всё стройно и слажено, а у нас не хватает чаши изобилия. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Зря усомнился. Здесь она, самая Полная Чаша нашего мира! Огромный шишковатый валун диаметром до трёх метров и толщиной до одного, похожий на панцирь черепахи, устроился в самом начале Красного Буерака. Макошь – вершина мира, макушка. Сама Макошь, подательница благ, с располагающим выражением лица несёт Полную Чашу на собственной голове \24/. Символично: Чаша поставлена на место божественной макушки и щедро переполнена вечными каменными плодами. Добрая богиня дарила древним посетителям оврага крупные тыквы, арбузы и дыни, яблоки и сливы, мелочь всякую, похожую на вишни. Теперь всё это предлагает современным туристам. Народные боги злыми не бывают. Щедрость – взамен на внимание. Жадные долго не живут.

Царевна-Лягушка и Алёнка
Царевна-Лягушка и Алёнка

Царевна-Лягушка

Сказки сочиняют люди. Каждый персонаж имеет свой источник происхождения. Стану утверждать: все сказочные события вершились на берегах Красивой Мечи, произошли от реальных статуй. Царевна-Лягушка живёт в Кураповском овраге за Кураповскими скалами. Именно эта Лягушка досталась богатырю Волоту.

Лунница и Велес

Двойка и семёрка – числа лунные. Совсем неслучайно, в глубине буерака притаилась влюблённая парочка. Скотный бог Велес преобразился в бородатого и мохнатого, горбоносого и безрогого барана, устроился на плите размером 3 на 5 и толщиной до 0,6 метра, взирает на подлунный мир суровым взглядом, как баран на новые ворота, пристроился к Луннице, и её нежно покрывает. Ночная повелительница неба, равнодушная богиня влюблённых, освещает землю двумя прожекторами – огромными холодными глазами. Откуда два глаза, если Луна – единственный, всем известный круг? Оттуда: из вечности. Древнейший талисман Лунницы – двуокий. Первое отверстие изображает восход Луны на востоке, а другое – закат на западе. Между ними по дуге проложен небесный мост. Система похожа на коромысло с двумя вёдрами. На теле Лунницы выпучились 56 шишек, по числу суток в двух лунных месяцах.

Велес и Лунница в Красном Буераке
Велес и Лунница в Красном Буераке

Древние люди имели воображение не хуже нашего и хорошо передавали символику, да ещё с намёком: тройка коней этого святилища происходит от этой сладкой парочки. Под ногами у Конька-Горбунка лежит Мёртвый Конь. Его голова свёрнута назад, а ноги наполовину ампутированы. Голова Третьего Коня, похожая на шахматную фигуру, сидит на коротко отрубленной шее, и представлена на камне-медальоне диаметром в полтора метра. Что это, символы небесных светил, или окаменевшие от ужаса жертвы битвы Куликовской?

Лунница - экспонат Лебедянского краеведческого музея
Лунница - экспонат Лебедянского краеведческого музея

Поселение славян восьмого века открыто в нижнем городе Лебедяни, на месте древнего посада. Здесь пролегает улица Ситникова (бывшая Покровская). При сносе Покровской церкви обнажился древнейший культурный слой. В 1976 году Игорь Кузьмин подобрал здесь вещичку, похожую на пряжку \25/. Мальчик полюбовался затейливой бронзовой штучкой и отнёс в музей. Кто теперь расскажет, стоял ли языческий храм на месте церкви? Какая красавица из племени вятичей носила на груди самый загадочный амулет? Хочется верить: моя бабушка. Как Лунница ушла в землю? Вероятно, шнурок перетёр тонкую дугу, или она сломалась. Подвеска покинула надоевшую хозяйку, и через полторы тысячи лет попала в хорошие руки.

Такой затейливой Лунницы подлунный мир ещё не видывал. Даже крепёжные гвозди стенда, по-незнанию забитые в лунные отверстия, не портят магическую композицию. На небесной дуге, как на коромысле, повисли 2 отверстия на расстоянии 30 мм друг от друга. Первое изображает восход Луны, а второе – закат. Часть отломанной дуги утеряна. Размер по вертикали около 40 мм. По центру картинки рожками вверх повис стареющий полумесяц, чтобы разделить функции светила на небесные и земные, и ловить звёздный свет в чашу. Полная Луна постепенно растрачивает силы, за 14 ночей стареет и совсем угасает, и уходит на подзарядку во Вселенную. В новолуние рождается и за 14 суток вырастает до максимальной величины. Эталонная цифра 7 повторяется в каждой из четвертей. Над полумесяцем, в ущербной зоне лунного цикла, древний ювелир нарисовал зигзагом 14 треугольников – суммарное число тусклых ночей в первой и в четвёртой четвертях. 7 треугольников на своих вершинах удерживают 7 темнейших ночей, близких к фазе новолуния. Средняя, самая тёмная, показана круглой маленькой точкой, а остальные представлены мелкими прямоугольными выступами. Выступы, будто присоски, поглощают звёздный свет, а 7 других треугольников сливают его в рогатую лунную чашу. Полумесяц направлен сияющим куполом вниз, на Землю, а под ним выставлен весь 28-суточный лунный календарь, состоящий из 21-й точки переходных ночей разной силы, под которыми показано сияние 7-ми ярких, в виде крупных лучистых сосулек-капелек разной мощности. Центральная сосулька – самая крупная, полнолунная. По мере приближения к ней, левые капельки подрастают, а правые убывают, изображая плавный переход лунного диска из фазы роста в фазу старения и умирания.

Волотова Могила

В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:

«С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Болотова Могила» (39).

Расстояния умножим на к = 1,6, получим в километрах. Известно: от Лебедяни до Данкова 32 км, а до устья Красивой Мечи – 13. Курган стоял на правом берегу, на высоком месте в Удриках, в километре от устья, над Чуровым бродом \5/. Описка «река Быстрая Меча» возникла из аналогии с Быстрой Сосной. Зато место города Лебедяни указано с абсолютной точностью, и названа речка Лебедянь.

Курган Волотова Могила
Курган Волотова Могила

Заглянем в «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, а там живут легенды и предания, собранные Алексеем Норцовым:

«На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный курган «Волотова Могила» (т.е. богатырская). На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. В сороковых годах одна такая баба из целого тёмно-серого камня, вымытая вешней водой, была найдена близ устья реки Лебедяни. Баба была изображена в обнажённом виде, неуклюжей, с едва вырезанными чертами лица, рук и туловища; вся выпуклость головы сливалась с телом; живот подпоясан будто по кафтану. По преданию, «Волотова Могила» – место погребения Кунама, но конечно происхождение могилы гораздо древнее» (40).

Ему вторит другой краевед – М. Гедеонов:

«Куману (или Кунаму) предание приписывает богатырскую силу и рассказывает, что во времена одной из схваток его дружины с татарами, он пал в единоборстве с татарским богатырём на берегу при впадении в Дон реки Мечи, близ «Волотовой могилы», ныне село Волотово, Лебедянского уезда» (41).

Место кургана выделяется крошечными овражками, и хорошо различается с противоположного берега. С вершины кургана каменные бабы любовались чудесным Подоньем и ловили восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом на острове Пасхи. Для забав Купальской ночи, место самое подходящее. В начале 20 века курган исследовали тамбовские учёные. Остался неглубокий двадцатиметровый кратер раскопа и несколько ям от каменных баб-чурбанов. Бабы, сторожившие покой половецкого хана Кумана, до сей поры лежат на дне реки. Скоро заросли сорного кустарника укроют всё и окончательно похоронят летописный Чуров.

Заключение к 1 разделу

На окраинах Руси-России броды и перевозы сторожили казаки и другие служилые люди. Указы изданы для них, поэтому содержали достаточный минимум сведений. Чтобы анализировать документы и делать логические выводы, вовсе не обязательно быть специалистом по истории.

Нерукотворные выразительные статуи Красного холма – самое надёжное свидетельство, подкреплённое огромной совокупностью доказательств. Каменный Конь, отмеченный в документах, стал ключевой фигурой в понимании крупных исторических событий, является реальным знаковым памятником, уникальным памятником природы, послужившим прообразом мифов и сказок, которые путешественники разнесли по всему белому свету. Исторические документы, привязанные к лебедянскому Коню, открыли древнюю сетку дорог, которые привели на настоящее Куликово Поле у нижней Непрядвы – у современной речки Перехвалки.

Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема

Устье Мечи находилось в ключевой точке древнего мира. С запада на восток пролегала лесостепная зона – переходная зона, излюбленная кочевниками, в которой они чувствовали себя комфортно со своими стадами. С севера на юг по Дону проходила граница раздела славянских земель с угорскими, ещё с первого тысячелетия. На этом географическом перекрёстке ожесточённая борьба народов не утихала до середины 17 века. Сильнее других страдали территории, прилегающие к древним стратегическим дорогам. В период Смуты беженцы утекли на север и подыскали новый талисман в 50-ти км от первого, тоже на берегу Красивой Мечи, но на левом, и переложили на него все легенды и всю древнюю историю. Естественным образом новые броды стали связывать со старыми именами: Дрысинский, Семенцовский, Турмышский. Двойники в названиях всегда происходят от переселенцев. Могло ли быть иначе, если на новых местах жили прежние, турмышовцы, дрысинцы. Разумеется, никак не могли переехать дороги, поэтому древние названия дорог в районе «козьева» Коня не значатся. Вслед за карателем Одоевским на Нижнюю Мечу пришли новые люди из Елецкого уезда, для которых статуя лебедянского Коня не была символом, скорее, наоборот: «Елень быстра, не коню сестра».

К концу 17 века граница России продвинулась далеко на юг. Деятельность государственного масштаба на берегах Мечи прекратилась, Столповая дорога утратила стратегическое значение, Каменный Конь потерялся в глухом месте. Главного Коня забыли, а к тульскому, появившемуся в документах от 1623 года, не вяжется древнейшая история Старого Данкова.

Все статуи Красного холма нерукотворны. Они получились случайным образом из прессованного песка. Ледник принёс их в Лебедянский край. Статуи богов, похожие на людей и зверей, наши предки отыскали в овраге Лоск и в Красном Буераке, а потом стали делать их копии, сочинять мифы и сказки. Языческий Каменный Конь, неистребимый в своей популярности, перешёл в христианский период, прожил ещё 600 лет, и попал в исторические документы о Сторожевой службе.

Красный Буерак - карта-схема
Красный Буерак - карта-схема

Лебедянский Каменный Конь – знаковая фигура, самый первый пограничный столб Древней Руси. Красный Буерак, населённый языческими персонажами, и курган Волотова Могила с каменными истуканами составляли летописный Чуров, ныне потерянный историками, несмотря на точный адрес стояния Мамая у Дона: в устье Мечи «между Чуровым и Михайловым». Современные учёные первого Каменного Коня не нашли, да и не искали, а указания авторитетных, эрудированных, логически мыслящих специалистов 19 века Л.Б. Вейнберга, И.Д. Беляева, Е.Л. Маркова, А.Н. Норцова проигнорировали.

Вновь открытые красивые валуны, несущие изображения людей и животных, вызвали сенсацию. Мои статьи охотно публиковались в журналах «Итоги недели: ЛГ» и «Неоновый город». Христианские фанатики скоро опомнились. Уволили редакторов Башмакова и Кобзеву, а мадам Куракова наложила запрет на мои лекции.

Откуда такая немилость? Православие – это симбиоз христианства со славянским язычеством. В период крещения Руси язычникам сделали уступки. Церковники провели чёткую линию предела: моления – запретить, ритуальных идолов – утопить, а пустяковые сказки и некоторые безобидные народные обычаи и традиции – это можно. Жар-Птица – Макошь, Каменный Конь и Красный Буерак, да и вся моя «Каменная сказка», напичканная каменными природными истуканами, неприемлема по этой причине.

Барсук под стеной Ново-Казанского собора
Барсук под стеной Ново-Казанского собора

Шурик Коновалов, Почётный гражданин Лебедяни, реставратор церквей, встречным курсом разрушает природные ландшафты и торгует валунами. Порушил Красный Буерак и другие чудесные места, украсил усадьбы «новых русских», а Барсука сдал на хранение Богу под стену Ново-Казанского собора – ищет богатого покупателя. Каменный Конь вновь открыт автором в июле 2009 года, а через два месяца по заказу Уваркина похищен шайкой Коновалова и, с одобрения лукавых липецких историков (Найдёнов, Клоков, Бессуднов), руководимых мадам Кураковой, превращён в сувенир бутафорского Сафари-парка на координатах 52 градуса 22 минуты 03.7 секунды северной широты и 38 градусов 45 минут 65.0 секунд восточной долготы.

Красный Буерак после погрома. На перенем плане Алтарь, в центре - поверженный Чур, в верхнем левом углу - пустая яма, после увоза Каменного Коня.
Красный Буерак после погрома. На перенем плане Алтарь, в центре - поверженный Чур, в верхнем левом углу - пустая яма, после увоза Каменного Коня.

Красный холм – колыбель язычества, памятник древнейшей истории и чудесной природы – русский Олимп. В устье Красивой Мечи затаилась сказочная Русь и дождалась своего открытия, и вступила в противоречие с философией нашего государства. Летописный Чуров – памятник мировой цивилизации уровня ЮНЕСКО, приговорён липецкими функционерами на уничтожение.

Тульский Конь-камень – совсем другое дело. Живописный валун никогда не терялся, активно пропагандировался, обрастал небылицами, утащил все предания и легенды старшего брата и попал в список памятников природы. Откуда такой почёт? Типаж «козьего» Коня-камени нисколько не соответствует лошадиному – служит наглядным экспонатом несостоятельности языческих верований. Уж точно: простому валуну не станет молиться ни один современный чудак.

Восстановить Чуров – дело пустяковое: забрать у вандалов Конька-Горбунка и вернуть в историческое стойло, достать истуканов со дна Мечи и насыпать курганный холмик.

Что мешает? Фанатичная религия, которую исповедуют новые дворяне и корпоративные алчные интересы. «Попал в стаю – живи по её понятиям, иначе – вышвырнут!» – завещал Юрий Чурбанов.

Каменного Коня уничтожали и забывали четыреста лет, а лебедянские вандалы закончили гнусное дело в 2009 году. Патриотом нынче считается чёрт, разворовывающий древнейшее достояние родного государства. «Пошли разговоры о патриотизме – значит, где-то воруют!» – предупреждал Салтыков-Щедрин.

Экспедиция Голохвастова грузилась в Тютчево, а не в Козьем. Грозный царь лихо скакал на Каменном Коне и ставил сторожи в нынешних Лебедянском и Краснинском районах. Из Ефремовского уезда на трёхногом Коне из мутного Смутного времени выбирался другой царь – Михаил Романов.

Люди! Я открыл вам чудо! Первородное святилище древних славян!

Не ходите Коней искать

На Красивой Мече у Дона.

Степь не стала людей рожать,

По закону живёт блатному.

Продолжение книги "Свет забытой Непрядвы - 2023" следует в статье "Раздел 2. Древние дороги Верхнего Подонья. Донской водный путь и Столповая дорога. Часть 1" https://dzen.ru/a/aTV7-7tzKFXfE5oM

Николай Прокофьевич СКУРАТОВ. Последняя редакция в декабре 2025 года.

Смотрите фильм "Красный Буерак в Чурове" https://dzen.ru/video/watch/6812fc027650c106ad2f8866